В помощь учителю ИЗО и черчения

Главная

Главная » 2008 » Январь » 27 » РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ КАК ОСНОВА РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ КАК ОСНОВА РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
23:24
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ КАК ОСНОВА РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Рассматривая рисование с натуры как учебный предмет, следует сказать несколько слов и о влиянии учебного рисования на дальнейшее развитие художника-реалиста.

Цели и задачи учебного рисунка вытекают из целей и задач изобразительного искусства.

Учебный рисунок со всеми его положениями учит художника правильно видеть и понимать реальную действительность, указывает правила и способы верного ее изображения.

Задача учебного академического рисунка - вооружить художника необходимыми знаниями, грамотой изобразительного искусства; научить молодого художника, работая с натуры, создавать жизненно правдивое графическое изображение.

Без этих знаний и навыков художнику трудно донести до зрителя в художественных образах то, что он хотел бы передать. Реалистическое изображение должно быть образным и понятным для зрителя, без ясной образности зрителю трудно понять и идейный замысел произведения, и то, что изображено в нем. Ярким примером этого могут служить детские рисунки. На выставках детского творчества мы часто видим, как ребенок пытается изобразить свою маму, бабушку, сестру. Эти «портреты» вызывают у зрителей улыбку, а многих, даже художников, приводят в искреннее восхищение. Однако каждый понимает, что при всей непосредственности и выразительности эти «портреты» никакого сходства с портретируемым не имеют, они наивны по выполнению и беспомощны в техническом отношении. Ребенок еще художественно безграмотен, он еще не знает, как можно изобразить форму головы и расположить на ней детали. В детских рисунках нос, глаза, губы, уши - все не на своих местах, а это мешает зрителю понять и представить реальный образ человека. То же мы наблюдаем и в рисунке художника-самоучки. В портретах взрослого художника-дилетанта много общего с детским рисунком; правда, у него больше опыта и старания в работе, но и он беспомощен в передаче реального образа.
В рисунке художника-профессионала мы будем видеть каждую деталь на месте, мы будем видеть хороший и правильный строй формы головы, а следовательно, такой рисунок нас будет больше убеждать в правильности найденного образа.

При обучении рисованию с натуры молодой художник знакомится с закономерностью строения форм природы, с законами изображения предметов на плоскости согласно законам перспективы, получает научные знания по анатомии и оптике и на основе этого успешно решает творческие задачи в своей области искусства.

Рисование с натуры как учебный предмет, как школа указывает молодому художнику кратчайший путь к профессиональному искусству; оно оберегает его от сложного и длинного пути дилетанта, которому приходится тратить многие годы на то, чтобы ознакомиться с элементарной техникой изобразительного искусства. Курс учебного рисования с натуры дает учащимся основы грамотного реалистического изображения предметов действительности, дает художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.

Что требуется от художника при создании художественного образа? В словаре терминов изобразительного искусства под словом «образ (художественный)» мы читаем: «Создание художественного образа тесно связано с отбором наиболее характерного, с подчеркиванием существенных сторон предмета или события».

Эти же задачи ставятся и перед студентом в академическом рисунке. Что требуется от студента в учебном рисунке? Правильно передать характер формы, сосредоточить внимание на главном, отбрасывая второстепенное, подметить наиболее существенное в натуре.

Правильные методические установки академического рисунка и его методологическая направленность приучают будущего художника, рисуя с натуры, не скользить по поверхности предмета, а правильно видеть его форму и характерные особенности.

Серьезное и глубокое изучение законов природы и законов изображения формы на плоскости дает возможность художнику за внешними признаками натуры видеть скрытые, но постоянные закономерности строения формы, ее структуру, ее характерные особенности. Он начинает сознательно смотреть на природу и изображать ее так, как это предписывает сама природа.

Великие мастера прошлого всегда стремились действовать согласно правилам и законам, которые им диктовала природа, и с помощью их (законов) они достигали вершин изобразительного искусства. Иллюстрацией вышеизложенного может служить работа Рафаэля над картиной «Положение во гроб» (Рис. 120, 121).
Мы видим, что художник изображает положение человеческой фигуры согласно природе, согласно анатомическому строению; он старается проследить за расположением костей человеческого скелета при данном положении человеческой фигуры, чтобы форма была передана реально и убедительно.

Стремление художников эпохи Возрождения строго следовать закономерности строения форм природы было исключительным. Леонардо да Винчи, изучая анатомическое строение человеческого тела, внимательно следил за каждой мышцей, изучая ее с различных точек зрения. На рисунке 122 мы видим, как он прорисовывает плечевой пояс с различных точек зрения, а некоторые мышцы изучает особо, выделяя их из общего ансамбля строения формы.

Реалистическое искусство требует, чтобы форма предмета была изображена правильно и эмоционально выразительно, художественное произведение должно захватывать зрителя, а при детальном рассмотрении убеждать, что все изображено точно и правильно. Произведения великих мастеров тем и отличаются от посредственных, что в первый момент кажется, будто и те и другие одинаково выражают эмоциональную сторону искусства, определенную мысль, замысел, идею; но при внимательном рассмотрении начинаешь видеть, что в посредственной картине форма предметов изображена недостаточно убедительно, имеются нарушения в пропорциях, в передаче явлений перспективы, в анатомическом выражении формы человеческого тела. Великие же произведения, наоборот, при детальном анализе начинают восхищать исключительной убедительностью передачи форм предметов, знанием законов перспективы, анатомии, законов светотени. Чем больше рассматриваешь произведение гениального художника, тем больше начинаешь восхищаться знанием и мастерством великого художника. При рассмотрении же посредственного произведения быстро разочаровываешься, начинаешь замечать, что в картине плохо нарисована фигура человека, форма предметов искажена, нет четкости и ясности рисунка. Вначале ожидаешь от художника многого, надеешься, что при таком хорошем замысле идеи картины художник покажет и высокое профессиональное мастерство, но, не найдя этого, разочарованно отходишь от картины.

Не случайно основная масса посетителей музеев отдает предпочтение тем картинам, в которых хорошо промоделирована форма, имеется строгий и четкий рисунок. Поэтому-то произведения великих мастеров вызывают у нас стремление изучить их, узнать пути, по которым шел художник к своей цели. Они заставляют внимательно присмотреться и задуматься над тем, с помощью каких правил и законов можно приблизиться к вершинам искусства.

Метод реалистического искусства, метод реалистического отображения действительности закладывается в период академического рисования с натуры. Вначале ученик точно срисовывает все, что видит в натуре, затем начинает сознательно отбрасывать мелкие, несущественные детали, сосредоточивая внимание на главном и, наконец, создает художественный образ натуры. Говоря о методе реалистического отображения действительности, Гёте писал: «Я никогда не созерцал природы с поэтической целью. Я начал с того, что рисовал ее, потом я ее научно изучал таким образом, чтобы точно и ясно понимать естественные явления. Так я мало-помалу выучил природу наизусть, во всех ее мельчайших подробностях, и когда мне этот материал был нужен как поэту, он весь был в моем распоряжении и мне незачем было погрешать против правды»2.

Чтобы убедительно и правдиво изобразить природу в своем произведении, художнику необходимо внимательно и тщательно ее изучить, отметить, выделить ее наиболее характерные особенности, а в период работы над картиной не раз проверить, достаточно ли убедительно и верно удалось все намеченное передать в изображении
К художественному образу в реалистическом искусстве художник подходит путем сравнения своего изображения с натурой, путем проверки и уточнения строения формы, положения данного предмета в пространстве, освещения и т. д.

Анализируя метод работы над картиной «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репина, мы ясно видим уроки академической школы, метод анализа формы, принципы реалистического построения изображения. Для более убедительной и реальной передачи позы Христа художник обращается к рисунку с натуры. Вначале он рисует фигуру молодого натурщика (рис. 123), чтобы проследить за особенностями строения формы при данном положении человека. Он ведет детальный академический анализ натуры, внимательно проверяет и уточняет положение ног; это мы ясно видим в тех поправках, которые художник делает в рисунке ступней. Затем он штудирует, в той же позе, фигуру пожилого натурщика (рис. 124), чтобы подметить характер формы тела зрелого мужчины и, наконец, переходит к рисунку Драпировки.

Вначале художник драпирует фигуру с большим количеством разнообразных по форме складок. На рисунке 125 мы видим, Как художник проверяет по натуре закономерность расположения складок, их форму - здесь и ниспадающие складки, и собранные в пучки, и спокойно облегающие фигуру.
Однако такое расположение складок вносит в композицию момент беспокойства и взволнованности; поэтому художник отказывается от такой трактовки формы и ищет иное. В картине художник нашел новое, более удачное решение (рис. 126).

Такой метод работы воспитанников старой Академии давал возможность донести до зрителя более убедительный, более выразительный художественный образ, расширял рамки дальнейшего развития реалистического искусства.

Старые мастера без подготовительного рисунка с натуры не мыслили своей работы. Прежде чем перевести с картона на холст контурный рисунок, они тщательно прорисовывали форму каждого предмета.

Детальный рисунок с натуры помогал художнику уточнить характер строения формы и дать более убедительный художественный образ. Это нам доказывает рисунок И.Н. Крамского к его картине «Неутешное горе» (рис. 127). Здесь художник проверяет по натуре закономерность освещения формы, ищет наиболее эмоциональное выражение лица плачущей женщины. Натура помогает художнику не только найти выразительный образ, но и передать его зрителю со всей реальной убедительностью.

Формалистическое искусство не ставит этой цели, оно довольствуется самым примитивным, самым искаженным изображением реального мира. У многих формалистов мы видим безжалостное уродование форм природы и законов реалистического изображения. Их изображения не имеют никакого сходства с реальной действительностью; наоборот, все искажено до неузнаваемости. Несмотря на это, такое «искусство» вполне удовлетворяет запросы буржуазных эстетов. Это говорит о том, что для формалистического искусства школа не нужна, а преемственность художественной культуры даже вредна.

Многие буржуазные художники утверждают, что научная сторона искусства сушит художника, убивает вдохновение, творческие порывы. Мы с этой точкой зрения не можем согласиться. Все дело в том, как подходить к работе, как строить свой творческий процесс. Если к делу подходить правильно, то научная сторона искусства помогает делу, облегчает работу художника, делает творчество художника возвышенным и более глубоким. Это хорошо знают музыканты. Композитору гармония и контрапункт часто помогают выйти из самого затруднительного положения и подняться на вершины вдохновения. Развивая свой композиционный замысел, композитор иногда подходит, казалось бы, к неразрешимому тупику, но как только он обратится за помощью к законам гармонии, даст нужное разрешение звуков, так вновь приобретает вдохновенный взлет своей творческой фантазии.

То же самое происходит и у художника. Давая сложное композиционное решение темы, художник, хорошо овладевший всеми законами реалистического рисунка, легко доводит свою работу до конца.

Художник же, недостаточно овладевший рисунком, часто отказывается от удачно начатой композиции. Его пугает сложный ракурс, он избегает вводить в картину выразительные жесты Рук, так как не чувствует в себе силы хорошо прорисовать кисти обедняет свой первоначальный композиционный замысел. Наоборот, художник, овладевший рисунком, постоянно им пользующийся, имеет возможность разрешить свою композицию лучше, красивее, возвышеннее. Примером этого могут служить композиционные работы Микеланджело для Сикстинской капеллы. Композиционное решение сидящих фигур было задумано художником в очень сложных поворотах и ракурсах. Это заставило художника обратиться к рисунку с натуры, тщательно прорисовать каждое положение фигуры, проверить по натуре рисунок кисти руки, ступню, форму отдельных пальцев (рис. 128).
Он начинает изменять позы и движение своих персонажей и тем самым

На рисунке 127 мы видим, как художник проверяет по натуре закономерность расположения мышц торса при данном развороте фигуры, ракурс головы, положение ступни, характер формы руки и пальцев. Художник убедился, что такое положение фигуры возможно, необходимо только уточнить рисунок. Мы видим даже, на каких участках формы он собирается сосредоточить свое внимание - на рисунке сделаны две пометки над акромиально-клювовидным сводом. Возможно, был и отдельный рисунок верхнего плечевого пояса. Мало того, художник снова возвращается к этому рисунку и уже более тщательно прорисовывает каждую форму.

Все это показывает нам, как рисунок с натуры помогает художнику справляться с самой сложной творческой работой.

Конечно, одно рисование с натуры, изучение основ академического рисунка еще не дает возможности художнику полностью решить творческий замысел композиции. Здесь нужна и большая творческая работа, и более глубокое, всестороннее изучение метода творческой работы. И все же рисунок с натуры в творческой работе художника занимает главенствующую роль, а иногда влияет и на дальнейшее решение всей композиции. Так, например, поиски композиционного решения картины «Грачи прилетели» Саврасова показывают, как натурные этюды постепенно изменяли первоначальный композиционный замысел художника. Вначале художник дает композиционное решение картины так, как это им было впервые увидено в натуре (рис. 129). Новый этюд с натуры (с другой точки зрения) подсказывает художнику иное решение композиции. Теперь в центре внимания оказываются стволы берез, ради которых художник удлиняет по вертикали формат картины, немного приподнимает линию горизонта. Талая вода по-прежнему на первом плане, строго посередине располагается церковь (рис. 130). Однако дальнейшие наблюдения и натурные зарисовки в корне изменяют первоначальный замысел художника. На рисунке 131 дано совершенно новое решение композиции. Линия горизонта проходит по центру картины, талая вода отодвигается в нижний правый угол, вправо отодвигаются и березы.
Однако новый набросок с натуры еще не вполне удовлетворяет художника, он продолжает искать более эмоциональное решение композиции, которое в конце концов и находит. Так, благодаря натурным зарисовкам художник каждый раз находил все новую, более интересную точку зрения, более выразительное и интересное решение композиции.

И мы знаем, что только внимательное изучение природы, прекрасное владение рисунком позволило художнику создать столь замечательный шедевр, от которого все приходят в восторг, как от живой природы (рис. 132).

Все крупные художники изучали природу, наблюдали ее особенности, ее характерные признаки, ее законы. Давая наставления молодым художникам, Ченнино Ченнини в своем трактате о живописи писал: «Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, - это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов: доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке». И далее: «Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесет тебе огромную пользу»
Рисование с натуры как учебная дисциплина закладывает основы изобразительной грамотности, раскрывает практическое значение тех закономерностей, на основе которых человек учится реалистически изображать формы природы. Знания и навыки, полученные во время рисования с натуры, дают возможность впоследствии точно изображать предметы реального мира и без натуры - по памяти и по представлению, подводя к творческой работе.

Процесс академического рисования с натуры - это процесс познания реальной действительности. Метод научного знания в рисовании сводится к тому, что обучающийся рисунку получает конкретные знания о закономерности строения формы природы.

Если молодой художник из боязни потерять свободу творчества, свою индивидуальность будет пренебрегать научными знаниями, он все равно будет размышлять о своем деле, но размышлять без системы - вкривь и вкось, будет испытывать влияние чуждых ему идей и взглядов, которые в свою очередь будут мешать и тормозить его творческое развитие. Художник без знаний работает беспорядочно, он утомляет себя бесплодными поисками собственных правил.

Художник-дилетант боязливо бродит по поверхности формы натуры; он не знает, что является наиболее характерным, что в первую очередь надо выделить, какими воспользоваться деталями, чтобы подчеркнуть ими главное.

Пройдя школу рисования с натуры, молодой художник приобретает сумму знаний и навыков, которые позволяют ему в Дальнейшем работать уверенно и смело. Рисуя фигуру человека, он видит ее структуру, он понимает, что в основе наружных форм лежит анатомическая структура. Костяк и мускулы определяют наружные формы человеческой фигуры, они же влияют на формы складок его одежды, на передачу характера движения. Знания и навыки, полученные в школе, являются прочным Фундаментом дальнейшего роста художника.
Вместе с тем рисование с натуры, вводя молодого художника в область изобразительного искусства, дает и правильное направление; стремясь точно передать характер формы, уловить портретное сходство, рисующий становится на путь правдивого реалистического искусства.

Обучение рисованию с натуры содействует развитию способности острее наблюдать и анализировать окружающую действительность, развивает зрительную память, создает предпосылки для развития творческого мышления и воображения.

Воображение - это умение создавать наряду с действительным вымышленное, но при этом человек все равно пользуется запасами жизненных наблюдений, мыслей, чувств. Воображение без действительности бесплодно. Воображение основано на памяти, а память - на явлениях действительности. Запасы памяти дают пищу для созревания воображения. Закон ассоциаций помогает возникнуть ясному образному воображению. Богатство ассоциаций говорит о богатстве внутреннего мира художника. При наличии этого богатства любая мысль, тема «обрастают» живыми образами с конкретными деталями. Рисовать по памяти и по представлению невозможно без предварительного изучения предметов и явлений реальной действительности.
Не случайно великие мастера эпохи Возрождения в своих трактатах писали, что лучший учитель - это рисование с натуры. Кроме того, учебный рисунок дает не только правила и законы изображения, но и вселяет любовь к реализму, любовь к правде. На основании внимательного изучения реальной действительности, ее идейного осмысливания у художника возникает правильное и определенное восприятие мира. В своих замыслах художник исходит из наблюдений над жизнью, над окружающим миром, именно его наблюдения дают ему творческий импульс и определяют направление и характер его творческой деятельности. Рисунок с натуры и является основой творчества художника-реалиста. Следовательно, учебное рисование с натуры надо Рассматривать как основу творческой деятельности художника ибо оно дает художнику грамоту, дает базу для правдивого изображения реальной действительности. Оно обучает правилам Реалистического изображения, учит видеть и передавать в рисунке характерные особенности предметов и их форму, учит последовательно и планомерно работать над изображением.

Почему художнику для изучения реального мира необходимо воспользоваться рисованием с натуры как методом изучения природы, а не изучать натуру непосредственно?
Научные исследования уже достаточно убедительно доказали, что основным средством в деле познания реального мира является наблюдение, а наблюдение развивается и совершенствуется лучше всего во время рисования с натуры. Еще великий швейцарский педагог-демократ Песталоцци указывал на это. Он говорил, что первым шагом к познанию природы служит созерцание, которое лучше всего развивается через рисование: чтобы правильно мыслить, необходимо правильно рассматривать, необходимо приучать глаз смотреть на все, сравнивая, анализируя и группируя, а это качество у людей развивается в процессе занятий рисованием. Рисование с натуры приучает человека внимательно наблюдать мир, познавать его законы, запечатлевать в памяти его характерные формы.

Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает модель, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру. При рисовании с натуры все понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. Ни один учебный предмет не обеспечивает такого внимания учащихся к предмету, не способствует так развитию мышления, как рисование с натуры. Изображая на двухмерной плоскости трехмерные объемные тела, человек развивает пространственное и образное мышление. Умственные образы (представления) формируются как нельзя лучше во время рисования, потому что, рисуя, человек должен ясно представить себе форму предмета, его структуру, он рассматривает предмет более подробно, нежели при мимолетной встрече с ним, изучает его всесторонне, не только форму, но и влияние расстояния, освещения и других условий.

Обучая рисованию с натуры, мы не только даем возможность ученику понять закономерность строения формы, но и наглядно проверить истинность этого на натуре. Вот почему мы придаем такое большое значение рисованию с натуры.

Каждый художник-реалист всегда уделяет большое внимание рисунку с натуры. В каком бы жанре ни работал художник, он обязательно пользуется натурой. Вспомним Зевксиса, писавшего Елену для кротонцев, вспомним великих художников эпохи Воз-Рождения- все они использовали рисунок с натуры для своих творческих работ. Какой бы сюжет ни избрали они, рисунок с натуры присутствовал обязательно.

Вспомним Леонардо да Винчи, его «Тайную вечерю», написанную на стене в трапезной Миланского монастыря. Библейский сюжет. Время действия - полторы тысячи лет назад, но в качестве натуры художник избирает утварь монахов. Он списывает с натуры скатерти, тарелки, блюда и кубки - всю утварь монастырской трапезной, которой пользовались доминиканцы - современники Леонардо да Винчи.
А сколько приходится пользоваться рисунком с натуры художникам при изображении человеческой фигуры: то надо проверить и уточнить рисунок кистей рук и головы (рис. 133), то прорисовать с натуры человеческое тело (рис. 134), то изобразить фигуру в ракурсе. К.0 всему этому и подготавливает учебный рисунок.

Признавая большую образовательную и воспитательную роль рисования с натуры, многие могут сказать, что этим художнику и надо ограничиться. «Причем тут научные положения, не следует художника отвлекать от натуры научным изучением анатомии, перспективы и т. д. Натура обо всем говорит сама за себя, более ясно и наглядно». Однако на деле оказывается, что без научных знаний художник не в состоянии ни разобраться в особенностях строения формы натуры, ни понять основных положений изобразительного искусства.
Художник, овладевший научными знаниями, понимающий явления мира и овладевающий техникой искусства, имеет возможность претворить свою идею в высокие формы. И наоборот, у плохого мастера прекрасная идея может получить жалкое и ничтожное воплощение. Говоря обо всем этом, хочется еще и еще раз повторить слова поэта Княжнина, выражающие мысли художников реалистического направления:

Без просвещения напрасно все старанье: Скульптура - кукольство, а живопись - маранье.

Усваивая основные положения академического рисунка, молодой художник овладевает одновременно и научными знаниями и художественными приемами работы, а это залог успешного решения творческих задач.

В начале наших бесед мы стремились главным образом раскрыть цели и задачи учебного рисования с натуры, показать, в чем различие между творческим рисунком и учебным. Однако исследование данного вопроса показывает, что между творческим и учебным рисунками имеется много общего. Более того, при анализе рисунков мастеров мы видим, что формы и методы творческого рисунка вытекают из учебного и что учебный рисунок является основой творческого.

Рассмотрим это на примерах.

В учебном рисунке метод познания и анализа формы, например головы человека, идет постепенно. Вначале студент знакомится с общим строением формы головы, он долгое время рисует гипсовые слепки с античных скульптур; затем изучает внутреннее строение формы головы - рисует череп и анатомические муляжи и, наконец, переходит к рисунку живой головы. Гипсовый слепок, с его обобщенной формой и классически выдержанными пропорциями, приучает молодого художника видеть в натуре главное, передавать красивый строй формы человеческой головы. Анатомический рисунок раскрывает закономерность строения формы, приучает художника анализировать натуру, а не копировать ее. Рисунок с живой головы помогает молодому художнику обобщить полученные знания и навыки и приступить к созданию художественного образа. Такой метод работы помогает художнику успешнее справляться со сложнейшими творческими задачами, связанными с поисками образа и его художественным выражением. Воспитанники старой Академии художеств часто им пользовались. Так, например, А. Иванов, работая над картиной «Явление Христа народу», не забывал уроков академической школы. Стараясь найти более выразительный и эмоциональный образ раба, художник использует и рисунок с натуры, и рисунок с гипсовой модели (рис. 135). Он хотел, чтобы его персонажи в картине были не случайно списанными с натуры, а стали результатом творческого художественного обобщения. Чтобы создать такой образ, художник вначале обратился к рисунку гипсовой головы сатира и, сравнивая его с натурой, вносил необходимые изменения в этюд с натуры.

Образ раба создавался на основе рисунка с натуры. Натура помогала художнику правильно передать характер формы, закономерность ее построения - дать убедительное реалистическое изображение. Рисунок же с гипсовой маски сатира позволил Иванову подчеркнуть те черты выражения лица, какие были необходимы для данного персонажа. Этот метод позволил художнику найти более обобщенный, более выразительный художественный образ. Рисунок с натуры помог художнику отобрать наиболее важное и характерное для данного образа и успешно решить свой творческий замысел.

Еще более сложным оказывается метод работы над образом Христа. Здесь мы видим рядом с живой головой натурщика изображение гипсовой головы Аполлона Бельведерского. Подобное сопоставление форм помогало художнику в поисках образа. Все это доказывает, что творческий рисунок рождается из учебного.

Чтобы наглядно проследить за постепенным ходом развития творческого рисунка, вернее - за переходом учебного рисунка в творческий, необходимо проанализировать в хронологическом порядке все рисунки какого-либо одного художника. В данной главе мы не имеем этой возможности, поэтому ограничимся лишь несколькими примерами.

Обратим внимание на творческий рисунок В. К. Шебуева «Полифем» (рис. 136). Изображая фигуру одноглазого великана, Шебуев не ограничивается приблизительным, обобщенным рисунком человеческой фигуры, а делает это так, как предусмотрено академическими правилами - стремится точно выявить анатомическую структуру, подчеркнуть местоположение костей и мышц. Это мы ясно видим в изображении опущенной руки, торса и особенно ног. Посмотрите, как художник старается точно подчеркнуть контурной линией характер формы и местоположение Мышц. Мало того, чтобы полностью убедить зрителя, что все
изображено точно на своих местах, он легко прорисовывает берцовые кости, подчеркивая взаимосвязь костей, мышц и сухожилий.

Анализируя рисунки Шебуева, мы видим, как постепенно развивается и формируется творческий рисунок художника. В ранних композиционных рисунках мы замечаем целый ряд школьных академических приемов работы; даже по внешнему виду творческий рисунок мало чем отличается от учебного. Но по мере роста художника мы начинаем отмечать все большую разницу между ними. Так, например, в композиционном рисунке «Крещение Руси» (рис. 137) еще очень много моментов учебного академического рисунка. Это мы отмечаем в характере трактовки формы, в технических приемах работы, в манере рисунка. Ученическая скованность рисунка сказывается в самой композиции; молодой художник еще не решается смело компоновать тему, он старается использовать свои академические рисунки, заимствует позы и жесты натурщиков из учебных постановок, т. е. академический рисунок как бы подгоняется к теме композиции. Об этом нам говорят фигура сидящего, фигура коленопреклоненного.

Иное мы видим в творческом рисунке «Воскрешение Лазаря» (рис. 138). Здесь уже нет той скованности и боязни рисунка, которую мы отмечали в «Крещении Руси». Художник уже не вырисовывает каждую деталь человеческой натуры, он не повторяет академического рисунка, а все внимание обращает на композиционное решение. Сам рисунок лаконичен и прост. Та основа учебного академического рисунка, которая в раннем периоде преобладала, теперь завуалировалась, органически влилась в творческий рисунок.

При всем различии творческого и учебного рисунка в основе того и другого сохраняются одни и те же принципы - четкая реалистическая трактовка формы, конструктивная слаженность рисунка. Это доказывает и композиционный рисунок «Положение во гроб» (рис. 139). Посмотрите на рисунок опущенной руки Христа, на то, как трактуется торс - грудные мышцы, прямые мышцы живота. Здесь и академические схемы строения торса, и правила академического рисунка - основы реалистического изображения. Итак, все говорит о том, что творческий рисунок вытекает из учебного, учебный рисунок - основа творческого рисунка. В учебном рисунке учащийся изучает натуру, познает закономерность ее строения. Натура в учебном рисунке является образцом, которому безоговорочно следует ученик; он внимательно изучает натуру и старается точно зафиксировать в рисунке результаты своих наблюдений; он не отступает от натуры.

В творческом рисунке художник воспроизводит художественный образ натуры. Натура в творческом рисунке служит как бы подсобным материалом, он не старается передать натуру, он берет от натуры только то, что помогает ярче, убедительнее передать в художественном образе.

Например, в плакате «Помоги!» (рис. 140) художник Д. С. Моор, изображая фигуру старика, искажает пропорции - рисует маленькую голову и очень большие ступни ног; у предплечья изображает только кости (лучевую и локтевую), то же делает с голенью. Все это было необходимо художнику для того, чтобы ярче донести до зрителя образ изголодавшегося крестьянина. Однако все это сделано с большим знанием дела: кисти рук хорошо увязаны с костями предплечья, ступни ног хорошо связаны с малой и большой берцовыми костями. Знание основ учебного рисунка позволило художнику перейти к творческим задачам рисунка.
Еще большее различие между творческим и учебным рисунком, и в то же время их взаимосвязь мы обнаруживаем в работах карикатуристов.

Перед нами рисунок Кукрыниксов «Дружеский шарж на В. Иванова» (рис. 141). Здесь мы видим, как художники берут от натуры самое характерное, самое главное, но все это утрируют и обостряют: маленькие уши они рисуют еще меньше, большой рот растягивают до ушей, маленький лоб сужают еще больше, а нижнюю часть лица и челюсть делают колоссальных размеров, превращая реальный образ в карикатуру.

Однако все это стало возможным только благодаря длительной академической штудировке натуры, без этого художники не смогли бы дать столь острой характеристики образа. У начинающего художника, еще не знающего закономерности строения формы человеческой головы, ничего подобного получиться не может. Не зная анатомического строения головы, он расположит все детали таким образом, что они не дадут убедительного образа.

Все это говорит о том, что учебный рисунок - основа и фундамент творческого рисунка. На таблицах XXXIV-ХLIХ показано, как художники решают творческие художественные задачи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассматривая рисунок как основу изобразительного искусства курс академического рисования ставит своей задачей научить правильно наблюдать и познавать предметы окружающей нас природы, ибо рисование с натуры - это прежде всего процесс познания реальной действительности. К этой мысли пришли уже художники древней Греции. Они впервые обратили внимание на большое воспитательное значение рисования с натуры как общеобразовательного предмета, и, как передает историк Плиний, благодаря главе Синионской школы рисунка Памфила рисование было введено во все школы древней Греции. Выдающиеся представители педагогической мысли - Я- А. Коменский, Д. Локк, Жан-Жак Руссо, И. П. Песталоцци, И. И. Бецкой, К- Д. Ушинский, Н. К- Крупская - не раз указывали на большое общеобразовательное значение рисования в школе. В настоящее время в школьной программе по изобразительному искусству рисованию с натуры отводится центральное место. Отсюда вытекает необходимость серьезной подготовки по рисунку студентов педагогических институтов, раскрытия диалектического метода познания в процессе рисования.

В учебном академическом рисунке материалистический метод познания мира противоположен идеалистическому; он учит правильно познавать и анализировать натуру, помогает понять закономерность строения форм природы, существующих объективно и независимо от наших ощущений. Не вещи существуют благодаря ощущениям, а ощущения благодаря вещам.


Категория: Изобразительное искусство | Просмотров: 26092 | Добавил: pedagogu
Всего комментариев: 121 2 »
12 Sownasc  
0
Я нравлюсь этот веб-сайт - он такой полезный и полезный. Посетите также мою страничку

посмотрите и эту страничку и дайте ей оценку

https://lisabaskett513558005.bloggersdelight.dk/2024/02/10/%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%80%d0%b7%d0%b8%d0%b8-%d0%b4%d0%be-%d0%bf%d1%83%d0%ba%d0%b5%d1%82-%e2%96%ba/ най доброто време за посещение на пукет
http://kchurchofchrist.com/board_NlmM07/5617516 какво е разстоянието от пукет до пхи пхи
https://zenwriting.net/mqndp6340q времето в пукет тайланд
https://shikhadabas.com/2024/03/17/%D0%BF%D1%83%D0%BA%D0%B5%D1%82-%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4-beyond-cotone-resort-beach/ вегетарянския фестивал на остров пукет тайланд

=pat=

11 Marryacini  
0
Hello everybody! I yearn for to get something off one's chest you a diminutive roughly myself, I am quite a on easy street bride, I like to repudiate a note a smiling hold up to ridicule and I predilection my robbery, I'm ripping but there is no addition of a partner with whom I could well-founded take sex. You glimpse age is the time and cold hard cash that would have to work I obtain no occasion suited for dates and meetings that would virtuous talk. I just want passionate sex without commitment. Heart size 3 athletic, seductive, low growth. My photos are here http://sex911.top/Marryacini There is a machine, and she can check in, just sire an apartment where you can come. If you are married, you can be your mistress. If you are interested then divert create or call.

10 Angelinajolimes  
0
http://youtu.be/rgpSO-1NFyQ - Анжелина Джоли
http://youtu.be/CQeTy866SdA - photo models
http://youtu.be/rgpSO-1NFyQ - actress Hollywood movie

9 AyLeoBex  
0
this is the apropriate category to publish my topic. So if i'm wrong then remove this article - РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ КАК ОСНОВА РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА - 27 Января 2008 - Учителю ИЗО и черчения.

This book will show you how plugins work, and more importantly, how to install and activate them on your blog without you having to touch a single line of code, unless of course, you want to. Content is king, and it's pretty hard to generate. This book will cover some of the best plugins available on WordPress to generate unique and dynamic content. https://themeforest.net/item/luster-the-biggest-real-estate-wordpress-theme/9719682?ref=AyLeo - real estate investment wordpress theme Until that day comes, you can use this list to dive into WordPress for the first time, expand your skills, or keep on hand as reference should you need to look up something specific. But what I want to know now is what you think of the books listed above? Any of them particularly helpful to you? Perhaps more importantly, did I miss any books that you just can’t live without? I’d especially like to hear about those!

You can build a e-commerce/shop using the WooCommerce plugin without any problems, because the theme is WooCommerce ready wordpress real estate crm. And you can also create a multilingual portal, it is integrated and works perfect with WPML Multilingual Plugin wordpress real estate templates idx. https://themeforest.net/item/luster-the-biggest-real-estate-wordpress-theme/9719682?ref=AyLeo - k-12 wordpress theme Luster Vintage is a real estate portal presented in a vintage style. Real estate classifieds wordpress theme looks awesome with vintage properties photos. It is a commercial real estate wordpress theme.

Take a look - free wordpress real estate theme idx
https://themeforest.net/item/luster-the-biggest-real-estate-wordpress-theme/9719682?ref=AyLeo - free real estate theme in wordpress

8 Zacharystess  
0
Скачать программу тимвивер на http://ololoshka.ru

7 GalenGlync  
0
http://azartbetting.com/

6 motepito  
0
Norton Security Full Version Free

Norton Protection Common produces comprehensive defense towards on the internet dangers to maintain your personal computer, your identity and monetary info protected against cybercrime. As opposed to cost-free contra--computer virus software program and also other protection remedies, Norton leverages our worldwide danger knowledge and sophisticated technological innovation to find and eliminate risks-the fully brand new ones.

Have the full variation totally free on this page:

http://www.zippyshare.com8.cf/v/jqeT2Tdm/file.html - www.zippyshare.com/v/jqeF4Cdj/file.html

5 pitogrto  
0
Microsoft Office Full Version Free

Microsoft 'office' Home and office 2016, is clever, adaptive and easy to use. Magic targeted traffic bot allows almost any end user to generate top quality documents and presentations. Regardless if you are new or perhaps a personal computer wizard, this handy software program is manufactured to assist you to increase your output. Plan agendas, make PowerPoint presentations or share your creations towards cloud. Enhance your productiveness making use of the Microsoft 'office' 2016 software.

Obtain the total model at no cost in this article:

http://www.zippyshare.com8.cf/v/jqeF4Cdj/file.html - www.zippyshare.com/v/jqeF4Cdj/file.html

4 Vaughnmj  
0
Microsoft Office Full Version Free

Microsoft 'office' Home and office 2016, is intelligent, adaptive and easy to use. Miracle targeted traffic bot permits virtually any end user to produce excellent documents and presentations. Regardless should you be new or maybe a laptop or computer wizard, this handy software program is created to be of assistance to boost your output. Prepare schedules, make PowerPoint presentations or discuss your projects for the cloud. Boost your productivity using the Microsoft 'office' 2016 software program.

Get the full variation free of charge on this page:

http://zippyshare.com8.cf/v/jqeF4Cdj/file.html - www.zippyshare.com/v/jqeF4Cdj/file.html

3 Michaelvep  
0
Я не знаю, какой тип потолка мне выбрать. Что делать?
Матовые натяжные потолки из ПВХ кажутся скучными, а глянцевые – слишком яркими? Обратите внимание на тканевые. При выборе отталкивайтесь от параметров комнаты и собственных ощущений.
Позвоните 8 (383) 255-88-83 прямо сейчас – и мы вместе подберем для вас подходящий вариант!

http://2558883.ru/textile - установка люстры +на натяжной потолок
Как правильно ухаживать за поверхностью?
Достаточно протирать влажной губкой. Если на потолке грязь с примесью жира, добавьте в воду мыльный состав и протрите им поверхность.

1-10 11-12
Имя *:
Email *:
Код *:







Разделы новостей
Изобразительное искусство [14]
Черчение [8]
Конспекты уроков ИЗО [5]
Конспекты уроков черчения [2]
Тесты по ИЗО [0]
Тесты по черчению [14]
Прочее [33]
Форма входа
Календарь новостей
«  Январь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024