Очень важно знать состав класса, уровень способностей учащихся, в кото-ром предстоит работать, ведь от этого во многом зависит выбор и содержания, и форм организации, и методов обучения. С этого я и начинаю свою работу. Бесе-дую с классным руководителем, провожу анкетирование на первом уроке и в кон-це учебного года. Такая работа помогает выявить, насколько ученик подготовлен к изучению предмета, узнать социально-психологические особенности класса. Учитывая эти факторы, я определяю систему работы со школьниками на ос-нове личностно-ориентированного подхода.
Анкета, предлагаемая для учащихся 8 класса на вводном занятии и в конце учебного года:
Анкета
1. На ваш взгляд, черчение – это только интересный предмет или его можно назвать социально значи-мым предметом? 2. Встречались ли вы с чертежами? 3. Как вы думаете, пригодятся ли вам знания по чер-чению в повседневной жизни? 4. Какие формы работы вы предпочитаете на уроке: индивидуальные, в парах, групповые, коллектив-ные? 5. Какую форму проверки домашнего задания вы предпочитаете – устную или письменную?
Согласно результатам анкетирования в начале учебного года обычно 80% учащихся имеют представления о чертежах; 50% детей считают черчение соци-ально значимым предметом; 52 % из числа опрошенных отмечают, что знания по черчению пригодятся в повседневной жизни. В конце года, как правило, отноше-ние детей к предмету изменяется. Возрастает процент заинтересованных в новом предмете. Моя задача, как учителя, заключается в подборе на первое занятие нестан-дартного, неожиданного материала. Для этого, например, я показываю ряд разно-образных изображений, с которыми встречается человек в жизни. Это рисунки, фотографии, схемы, географические карты, знаки уличного движения, план горо-да, эмблемы и т.д. В качестве примера привожу рассказ об игрушке "Дюймовоч-ка", для создания которой потребовалось 60 чертежей. Предлагаю рассмотреть папки по черчению, состоящие из графических работ, выполненных учащимися. Часто на уроках акцентирую внимание школьников на востребованность знаний по черчению в современном мире: сборка изделий, изменение дизайна помеще-ния, строительство зданий, ремонт автомобилей и бытовой техники – все это воз-можно осуществить на основе технических знаний.
2. Развитие пространственного воображения.
Факторами развитого технического мышления являются пространственное представление и пространственное воображение. Недостатком в развитии пространственных представлений у уча¬щихся сред-ней школы является их привычка к шаблонным действиям при выполнении гра-фических и практичес¬ких заданий. Учащиеся, использующие длительное время однообраз¬ное манипулирование с деталями и решающие однотипные задачи, приобретают стойкую приверженность к одним и тем же циклам повторяющихся действий. Даже в новой ситуации можно наблюдать у них шаблонную, заранее предопределенную, схему действий. Таким образом, преобладает репродуктивная мыслительная деятельность учащихся, повторяющих за учителем все его действия на классной доске и приспосабливающих свой процесс мышления к его объясне-ниям и рассуждениям. Естественно, что при таком обу¬чении формирование осоз-нанных приемов чтения чертежа и выпол¬нение заданных условий вызывает трудности. На уроках черчения формируется умение воспроизводить пространственные свойства объек¬тов в различной графической форме: в виде рисунка, чертежа, схе¬мы, символической записи. Эти умения необходимы человеку в практической деятельности, особенно в профессионально-технической. Через систему различных заданий на уроках черчения развивается простран-ственное воображение. Учащиеся создают образ пред¬мета по его описанию, ри-сунку или чертежу. Успешному развитию пространственных представлений, сознательному глу-бокому и прочному усвоению учебного материала способствуют разного уровня сложности занимательные задания. К таким заданиям относится разгадывание ребусов, кроссвордов. Они предлагаются ученикам в конце изученной темы, главы или в конце учебного года. Могут использоваться на любом этапе урока. Такая форма заданий позволяет также развить интерес к черчению со сторо-ны учащихся, развивает логическое мышление.
Кроссворд 8 класс "Чертежные инструменты и принадлежности”
По горизонтали: 1. Циркуль для переноса размеров. 3. Инструмент для рисования. 5. Чертеж, выполненный от руки. 7. Чертежный лист.
По вертикали: 2. Инструмент для работы тушью. 4. Комплект чертежных инструментов. 6. Принадлежность для удаления линий, выполненных карандашом. 8. Прозрачная бумага.
Задание для групп по теме "Чертежи геометрических тел” (I год обучения) используется с целью проверки знаний и умений по теме, для развития простран-ственных представлений, формирования познавательного интереса. Учащиеся работают в группах. Им выдаются чертежи проекций группы геометрических тел и комплект наглядных объемных геометрических тел.
Задание для учащихся: 1. Назовите количество геометрических тел, входящих в группу? 2. Назовите эти геометрические тела. 3. По имеющемуся чертежу составьте группу геометрических тел, используя комплект геометрических тел. 4. Составьте самостоятельно любую группу геометрических тел и выполните ее чертеж.
Данные задания развивают творческое мышление, активизируют простран-ственное и логическое мышление.