Рассмотрим подробнее данную структуру и ее использование при составлении плана-конспекта урока. 1. Вид занятий. Прежде всего мы указываем в конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок: рисованию с натуры (рисунку или живописи), декоративному, тематическому рисова¬нию или беседе об искусстве. Если работа предстоит очень сложная, например рисунок гипсовой вазы в шестом классе, то можно запланировать не¬сколько уроков, но не,более двух, так как часы на уроки рисова¬ния в школе крайне ограничены. 2. Тема занятий. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры — «Рисунок гипсовой вазы», по живописи — «Натюрморт из предметов быта», по де коративному рисованию — «Составление узора в круге», по тема¬тическому рисованию — «Осень в лесу», по беседам об искусст¬ве— «Виды и жанры изобразительного искусства». 3. Цель урока. После того как были указаны вид и тема за¬нятий, необходимо раскрыть образовательные и воспитательные задачи урока, диктуемые учебной программой. Продолжим описание конспекта, опираясь на вышеприведен¬ные примеры. По темам «Рисунок гипсовой вазы» и «Натюрморт из пред¬метов быта» наша цель — учить детей изображать предметы сложной формы, понимать особенности конструктивного строе¬ния формы, развивать пространственное и образное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка и жи¬вописи. По теме «Составление узора в круге» мы ставим целью раз¬вить творческие способности и художественный вкус учащихся, ознакомить их с элементарными законами композиции и образца¬ми народного творчества, приобщить к декоративно-прикладному искусству, показать роль искусства в жизни людей. По теме «Осень в лесу» наша цель — учить детей видеть прекрасное в окружающей жизни, воспитывать у них любовь к родной природе, приобщать их к реалистическому искусству, учить понимать достоинства метода реалистического искусства, расширять их познания в области композиции и цветоведения. По теме «Виды и жанры изобразительного искусства» наша цель — раскрыть перед учащимися богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, познакомить их с выдающимися произведениями, учить любить и понимать ис¬кусство, повысить эстетическую культуру школьников. 4. Оборудование. Продолжая придерживаться наших при¬меров, перечислим оборудование, которое должно быть подго¬товлено к урокам. Для учителя. По первой теме урока: три гипсовые вазы, три натурных столика, три драпировки для фонов, которые будут повешены за вазой; таблицы, раскрывающие методическую последовательность работы над рисунком. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе. По живописи: три комплекта предметов домашнего обихода, три светлые драпировки для фона, таблицы методической после¬довательности работы над натюрмортом. По теме «Узор в круге»: таблицы с образцами народных узо¬ров, предметы декоративно-прикладного искусства, планшеты с засушенными цветами и листьями, классная доска, на которой намечены композиционные схемы, мел. По четвертой теме: проекционная аппаратура, диапозитивы или слайды, экран, указка. В качестве подсобного материала, когда у учителя нет достаточного количества диапозитивов,— репродукции, образцы декоративно-прикладного искусства. Оборудование для учащихсяпо первому уроку — «Рисунок вазы»; альбом или плотный лист бумаги, карандаши, резинка; для урока живописи: альбом, акварельные краски, банки с во¬дой, кисти, тряпочка. По второй и третьей темам оборудование такое же, как и для живописи. По четвертой теме — тетради, ручки. 5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует осо¬бой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы вы¬деляем особо. Прежде всего надо продумать, как рациональнее использо¬вать классную доску, как композиционно разместить на ее плос¬кости дидактический материал. Часто приходится занимать классную доску репродукциями, таблицами методической последовательности построения изобра¬жения и тут же давать педагогический рисунок. Иногда оказы¬вается возможным убрать таблицу или репродукцию, освободив место для построения рисунка на классной доске, а иногда этого сделать нельзя. В таком случае учителю надо заранее предусмот¬реть на классной доске чистое поле для мелового рисунка и так композиционно разместить все на классной доске, чтобы одно не мешало другому, а дополняло его. Когда же учитель предполагает полностью использовать классную доску под педагогический рисунок, нужно заранее про¬думать композицию: где разместить основной рисунок и где вспо¬могательные, какого размера должен быть основной рисунок и какого пояснительные, как все это будет выглядеть издали. Осо¬бое внимание надо уделить пояснительным рисункам, например показу закономерностей построения изображениям круга в пер¬спективе (рис. 104), выражения в рисунке конструкции формы, правил передачи объема предмета средствами светотени. Начи¬нающие педагоги, как правило, дают рисунок очень маленького размера, и с задних парт он плохо различим, вспомогательные линии построения не видны, а следовательно, объяснения учителя не подкрепляются наглядным изображением. Все эти моменты надо заранее предусмотреть в конспекте урока и сделать для себя ряд эскизов композиционного исполь¬зования классной доски. 104. Перспектива круга Обратим внимание еще на один момент — на эмоциональную силу воздействия педагогического рисунка. Когда учитель быст¬ро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их восхищает мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но и повышает интерес к искусству. Чтобы добиться тако¬го эффекта, можно воспользоваться следующим методом: под¬готавливая классную доску к уроку, учитель намечает точками габариты и пропорции будущего изображения, а затем, уже во время урока, по этим ориентирам быстро воспроизводит рисунок. Можно наметить и осевые линии, вокруг которых потом будет возникать изображение. Особенно тщательная подготовка классной доски требуется перед уроками, связанными с занятиями по композиции, где нуж¬ны очень убедительные и выразительные рисунки, схемы компо¬зиционного построения, богатство композиционных вариантов. В общеобразовательной школе, где дети еще не подготовлены к самостоятельной творческой работе, учителю надо с особой тщательностью продумывать каждый этап урока, и классная доска является здесь незаменимым подспорьем. 6. План и ход урока. Для лучшей организации и проведения занятий по изобразительному искусству в конспекте надо рас¬крыть содержание урока. Содержание дается в виде методиче¬ской записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как распределится учеб¬ное время. В плане-конспекте урока мы делаем примерно следую¬щую запись: План урока 1. Организационная часть — 2—3 мин. 2. Сообщение новых знаний — 8—10 мин. 3. Практическая работа учащихся — 25—30 мин. 4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин. 5. Завершение урока — 2—3 мин. Затем излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает по¬следовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложений методиче¬ских приемов построения изображения. То, что для преподава¬теля является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдаю¬щихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу. Например, на уро¬ке, посвященном рисованию гипсовой вазы, педагог решил еще ного по форме (фарфоровый чайник, ваза для цветов, яйцо, мячик для пинг-понга). Давая задание на дом, показать на классной доске, как надо вести работу, напомнить, как средствами тона выявлять объем формы. После урока учащиеся приводят класс в порядок. Список использованной литературы Методика обучения рисованию в восьмилетней школе, под ред. А. П. Фо¬мичева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. Е. Е. Рожкова, Л. Л. Макоед. Изобразительное искусство. VI класс. М., Просвещение, 1969. А. Дейнека. Учитесь рисовать. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1961. П. П. Чистяков. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., Искусст¬во, 1953. Г. В. Беда. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 1969. ВТОРОЙ ВАРИАНТ План-конспект урока по изобразительному искусству Учитель школы № района города. Ф._____ И Дата Вид занятий Декоративное рисование во втором классе. Тема урока Составление узора в круге. Цель урока Развитие творческих способностей учащихся в композиции. Ознакомить с народным декоративно-прикладным искусством и основными законами ком¬позиции. Показать богатство и разнообразие искусства. Оборудование урока а) Для учителя. Репродукции образцов декоративно-прикладного искус¬ства. Образцы народного творчества. Гербарий. Цветные мелки. б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, акварельные краски, гуашевые белила, кисти, ведро с водой, баночки для воды на партах. Использование классной доски С правой стороны вывешиваю три листа-планшета из гербария и два узо¬ра в круге. Левую половину оставляю свободной для использования по ходу изложения учебного материала. План и ход урока 1. Организационная часть — 2—3 мин. 2. Сообщение учебного материала— 10—12 мин. 3. Самостоятельная работа учащихся — 25—30 мин. 4. Завершение урока и задание на дом — 3—5 мин. До начала занятия с помощью дежурных- подготавливаю класс к уроку: приношу ведро воды, дежурные наливают воду в баночки и расставляют на партах; раскладываю на учительском столе учебно-методический материал в том порядке, какой мне будет необходим по ходу ведения урока. После звон¬ка навожу должный порядок и начинаю урок: «Дети! Вы уже составляли различные узоры в полосе, в квадрате и знаете, что декоративные узоры украшают многие предметы. Красивая вещь радует нас, ею приятно пользоваться. Вы тоже любите красивые вещи: у одного пенал украшен хохломской росписью, у другого — резьбой по дереву. (Беру с парт пеналы и показываю их всему классу.) Дома у вас тоже много красивых вещей: изящно расписанный чайный сервиз, узорчатые драпировки, вышитые подушки, керамическая посуда... В старину не каждый мог купить красивую вещь, особенно в деревнях, вдали от больших городов. Люди сами делали необходимые предметы — деревянные ложки, блюда, ковши для воды и другие вещи — и сами их украшали. (Показываю эти предметы.) Такие вещи сохранились и до нашего времени; многие из них выполнены с большим искусством. Теперь эти вещи хранятся в музеях. Имен и фамилий умельцев мы не знаем, а их искусство называем народным искусством. Произведения народных мастеров нас восхищают красивым сочетанием красок, изумительным рисунком растений, птиц и животных. Посмотрите, как расписано блюдо: тут и цветы, и диковинные птицы, и тонкие, изящные ветки растений. И как все это красиво переплетается в узоре! (Показываю таблицу из книги Вишневской «Хохломская роспись» или подлинные народные изде¬лия.) Какое изумительное сочетание красок! Как же этот народный мастер смог создать такой прекрасный узор? Кто ему мог подсказать, как надо делать? Подсказала ему природа, все это он видел в лесу, в саду. Посмотрите внимательно на эту веточку. (Показываю на узор — ветку рябины.) Посмотрите внимательнее, как расположены эти кру¬жочки, на форму листьев. Ведь это рябина. Только рисунок немного изменен, он упрощен. Сочетание красок заимствовано у природы, это она подсказала их. Давайте и мы с вами попробуем составить узор из цветов и листьев. Я принес засушенные листья и цветы. Здесь вы видите листья различных пород деревьев и засушенные цветы. (Вывешиваю на доске планшеты с засушенными листьями и цветами.) Мы не будем их точно срисовывать, как это делали на занятиях рисованием с натуры, а только позаимствуем их форму. Если форма будет очень сложная, ее можно упростить. (Возможно, в этот момент дети начнут рисовать. Я прерву их работу.) Внимание! Все положите карандаши на место. Никто пока не рисует! Я еще не кончил объяснять. Вы не знаете, что надо делать, какое у нас задание и как его надо выполнять. Задание будет такое: составить узор в круге для какого-нибудь предмета: тарелки, салфетки, подушки, блюда. Задание это интересное и сложное, вы его начнете вместе со мною: я буду рисовать на доске, а вы в тетрадях. Преж¬де всего надо подумать, как расположить узор. Узор зависит от формы пред¬мета, у нас он будет зависеть от круга. Поэтому вначале вы должны наме¬тить поле, где будут расположены узоры, то есть нарисовать круг и разде¬лить его на две части. Это вы уже умеете делать, у вас было такое зада¬ние. (Подхожу к классной доске и рисую круг, затем делю его пополам.) Теперь можно начинать. (Пока дети работают, хожу по рядам. Если замечаю, что у большинства намечен очень маленький круг, прерываю урок и показы¬ваю классу, какой величины надо наметить круг в альбоме. Затем продолжаю урок.) Внимание! Положите карандаши и смотрите на классную доску. Разделим круг на четыре части и наметим место для узора. Посмотрите, как это буду делать я. (Делю круг на четыре части и наме¬чаю внутри второй круг.) Для чего мы делим круг на четыре части? Для того, чтобы легче было наметить узор. Можно разместить повторяющиеся узо¬ры в каждой четверти (рисую схему расположения узора), но можно нарисо¬вать узор и расположенным по всему кругу — как кому нравится. В центре нашего круга можно изобразить цветок или даже букетик. (Намечаю в центре звездочку. Дальше ничего не рисую, даю возможность детям свободно приду¬мывать композицию из цветов.) Продолжим работу!» Если дети не уложатся в положенное время, то закончат дома. Список использованной литературы С. А. Федоров, М. Н. Семенова. Изобразительное искусство. 4-й класс. М., Просвещение, 1970. Е. В. Шорохов. Основы композиции. М., Просвещение, 1978. А. К. Трофимов. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., Просвещение, 1969. Т РЕТИЙ ВАРИАНТ План-конспект урока по изобразительному искусству Учитель школы №___________________. района города Ф.____ И О Дата. Вид занятий Тематическое рисование в пятом классе. Тема урока «Осень в лесу». Цель урока Дальнейшее развитие творческих способностей в композиции. Воспита¬ние любви к природе, к родному краю. Усвоение правил и законов перспек¬тивы и цветоведения. Приобщение к эстетической культуре. Оборудование а) Для учителя. Репродукции картин художников, зарисовки веток и различных пород деревьев. Технические средства: магнитофон (или грампла¬стинки) с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года» и стихотворе¬ния А. С. Пушкина «Осень»; диапроектор «ЛЭТИ-55» и слайды картин худож¬ников. б) Для учащихся. Пол-листа ватманской бумаги на каждого, акварельные и гуашевые краски, кисти, карандаши. Ведро воды, баночки на каждой парте. Оформление классной доски С правой стороны — планшеты с зарисовками пород деревьев; в центре — экран для показа диапозитивов; с левой стороны, в верхней части,— две схемы композиционного решения, вертикального и горизонтального. Нижняя часть доски остается свободной, чтобы иметь возможность по ходу изложения мате¬риала сделать графические пояснения. План урока 1. Организационная часть — 2 мин. 2. Сообщение учебного материала— 13 мин. 3. Самостоятельная работа учащихся — 25 мин. 4. Завершение урока — 5 мин. Ход урока Урок смешанного типа с применением новейших технических средств обучения; начинается с беседы о прекрасном в природе. «Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты форм деревьев, гармонического сочетания красок природы. Но есть люди, которые умеют увидеть красоту в самых, казалось бы, обычных вещах: в цвете осеннего неба, листвы, в синеве лесных далей. И этс_прежде всего художники, худож¬ники в самом широком смысле этого слова, поэты, музыканты, живописцы. Они умеют не только увидеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувства в художественно-образной форме и тем самым приобщить к прекрасному других». Чтобы дать возможность учащимся испытать это на себе и тем самым вдохновить их на активную творческую деятельность, используются техниче¬ские средства обучения: магнитофонная запись музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь» и «Октябрь»), отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» и цветные диапозитивы с картин И. И. Левитана «Зо¬лотая осень», В. К. Бялыницкого-Бирули «Ранняя осень», И. И. Бродского «Опавшие листья», Н. М. Ромадина «Село Хмелевка». Вначале включается магнитофон с записью музыки Петра Ильича Чайков¬ского «Сентябрь», ее сменяет «Октябрь». Через одну-полторы минуты музыка приглушается и на фоне звучащей музыки появляется голос чтеца-декламатора: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса. И редкий солнца луч, и первые морозы, .И отдаленные седой зимы угрозы. Затем включается эпидиаскоп, приглушенная музыка продолжает звучать и начинается краткий анализ произведений живописи. Главное внимание обра¬щается на композиционные моменты решения темы. В ходе беседы детям задаются вопросы. Когда у детей появится желание работать, проявить себя в самостоятель¬ном творчестве, начнется объяснение и показ на классной доске методов ра¬боты над композицией. По ходу работы над эскизом композиции необходимо указать на роль и значение перспективы в, композиции, на выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения (теплый и холодный тон в живописи), на характерные особенности, структуры различных пород деревьев. В конце урока дети приводят класс в порядок. Список использованной литературы Е. Е. Рожкова, Е. Л. Херсонская. Рисование. 5-й класс. М., Просве¬щение, 1964. Я. Я. Чарнецкий, К. П. Духанин и др. Рисование. Пособие для уча¬щихся 5 класса. М.— Л., Просвещение, 1965. В. В. Алексеева. Изобразительное искусство и школа. М., Советский художник, 1968. Е. И. Игнатьев. Психология изобразительной деятельности детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ План-конспект урока по изобразительному искусству Учитель школы №________ района города. Ф_____ И Дата Вид занятий Беседа об искусстве в четвертом классе. Тема урока Виды и жанры изобразительного искусства. Цель урока Раскрыть богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, познакомить с выдающимися произведениями этого искусства и их мастерами. Оборудование Для учителя. Проекционный фонарь, набор диапозитивов, экран, указка. Для учащихся. Тетради, ручки. План урока 1. Организационная часть — 2—3 мин. 2. Сообщение материала — 40 мин. 3. Завершение урока — 2 мин. Ход урока Вводное слово. Художественное отражение действительности в звуках (музыка), в слове (художественная литература), в красках (живопись), посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино), в предметах быта (прикладное искусство), в сооружениях (архитектура). Небольшое собеседование в форме вопросов и ответов. Изложение основного материала, в ходе которого дети делают под дик¬товку записи в тетрадях: «Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архи¬тектура, декоративно-прикладное искусство. Жанры изобразительного искусства: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт. Виды живописи: станковая, монументально-декоративная. Виды графики: станковая, книжная, плакатная. Виды скульптуры: станковая, монументально-декоративная». По видам изобразительного искусства показать: «Три богатыря» В. М. Вас¬нецова, фрагмент плафона в Центральном театре Советской Армии А. А. Дейнеки, портрет В. И. Ленина работы Н. А. Андреева, одну из иллюстраций к басне И. А. Крылова «Квартет» В. А. Серова, плакат «Ты записался добро¬вольцем?» Д. Моора, одну из скульптур «Ленинианы» Н. А. Андреева, «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, Мавзолей В. И. Ленина (архитектор А. В. Щу¬сев), здание Московского университета на Ленинских горах (Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев и др.), один из предметов с хохломской росписью, дымковскую игрушку, керамическую вазу. По жанрам: «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Опять двойка» Ф. П. Решетникова, «Поединок Пересвета с Челубеем» М. И. Авилова, порт¬рет А. С. Пушкина художника О. А. Кипренского, «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина, натюрморт И. И. Хруцкого. Список использованной литературы К- П. Духанин, Ф. И. Егоров и др. Виды изобразительного искусства. Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искус¬ство. Л., Учпедгиз, 1959. Искусство. Книга для чтения. (Живопись, скульптура, графика, архи¬тектура). Сост. М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова. М., Просвещение, 1969. А. Б. Салтыков. Самое близкое искусство. Сб. ст. М., Просвещение», 1969. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Изд-е 4. М., Со¬ветский художник, 1965. Н. А. Дмитриева. Краткая истерия искусств. Очерки. М., Искусство, 1969. Мы привели четыре варианта составления планов-конспектов урока. Конечно, в дальнейшем, с приобретением опыта педагоги¬ческой работы, учитель уже не будет составлять конспекты в таком полном и официальном виде. У каждого педагога могут быть свои, индивидуально вырабо¬танные формы работы. В конспекте можно предусмотреть отве¬ты учеников, их вопросы и даже учебно-воспитательные меро¬приятия. Например, учитель может предусмотреть, что во время занятий кто-то не готов к уроку, кто-то отвлекается, мешает другим. Некоторые учителя, готовясь к уроку, заранее вывешивают все репродукции, которые хотят использовать на занятиях. Мы считаем, что этого делать не следует, так как дети будут отвле¬каться от анализа одной картины, их внимание будет рассеи¬ваться. Еще Ушинский указывал, что картины, используемые на уроке, не должны быть заранее известны учащимся, не должны все висеть в классе. Пусть, писал он, учитель меняет их тогда, когда содержание очередной картины будет беседою исчерпано. Важной и трудной задачей для учителя при подготовке к уро¬ку является подбор учебных и методических пособий, натюрмортного фонда, подставок для натуры и пр. Большую помощь в под¬боре объектов для рисования с натуры может оказать родитель¬ский актив: многие предметы, вышедшие дома из употребления, могут быть принесены в школу и с успехом использованы на уро¬ках (например, чайник, кофейник, кастрюля, чашка). Серьезное внимание следует уделить подставкам для натуры. Их должно быть три, для трех натурных постановок в классе. Подставки дают возможность всем хорошо видеть предметы и, кроме того, позволяют помещать предметы выше или ниже линии уровня Зрения, в зависимости от задач урока и возраста школьников. Такие деревянные подставки легко переносить из класса в класс. Они удобны и тем, что плоскость, на которую ставят предметы, может подниматься и опускаться до нужного уровня. Можно такие же подставки изготовить из алюминиевых трубок. Укоренившаяся в школах порочная практика, когда предмет помещается на стул, поставленный на стол, должна быть изжита. Подставки для натюрмортов являются необходимой частью обо¬рудования уроков рисования с натуры. Во многих школах для занятий изобразительным искусством выделен специальный кабинет. Учитель должен позаботиться о заблаговременном оборудовании и оформлении кабинета. К каж¬дому уроку он подготавливает кабинет: ставит предметы на под¬ставки, если предстоит урок рисования с натуры; освещает нату¬ру, если урок будет проходить в вечернее время; готовит обору¬дование каждого рабочего места для уроков рисования аква¬релью и т. п. К этой подготовительной работе привлекаются де-журнйе учащиеся или специально выделенные педагогом «лабо¬ранты» из числа детей, увлекающихся рисованием. Помимо конспекта урока, рекомендуем учителю системати¬чески вести дневник, в котором после проведения урока делать краткие замечания о положительных и отрицательных его мо¬ментах. Это дает возможность начинающему учителю быстрее овладеть мастерством преподавания. При подготовке к уроку следует использовать разнообразный материал: высказывания выдающихся художников, методические рекомендации, примеры из опыта работы учителей. Для этого рекомендуем учителю с первых дней работы в школе взяться за составление личной картотеки. Систематически пополняя ее, учитель не только обогатит свою методику работы с детьми, но и приобретет необходимый материал для научно-исследователь¬ской и научно-методической работы. А теперь вернемся к тому, с чего мы начали разговор о мето¬дике преподавания: что же это такое — наука или искусство? Теория методики преподавания — наука, ее отдельные поло¬жения и рекомендации могут быть научно обоснованы и их эффективность научно доказана. Само же преподавание, владе¬ние учебно-воспитательным процессом — искусство. Надо разли¬чать практическую и теоретическую стороны дела, односторон¬него взгляда на методику быть не должно. Начинающему педагогу с односторонним взглядом на методи¬ку кажется, что все можно рассчитать с математической точ¬ностью, все заранее предусмотреть. Причем расчет этот он иногда делает, исходя не из общих положений методики, а из частных, случайных соображений. Так, например, при составлении конспекта урока он правильно намечает его структуру: организа¬ционная часть — 2 минуты, сообщение нового материала — 15 минут, самостоятельная работа учащихся — 25 минут, завер¬шение урока — 3 минуты. Однако при расшифровке этой схемы он уделяет основное внимание мелким, частным мероприятиям, думая, что они и решают все дело. В результате в конспекте уро¬ка он пишет: «Организационная часть — 2 минуты". Вхожу в класс, говорю детям „Здравствуйте!", отмечаю в журнале отсут¬ствующих» и т. д. С таким конспектом урока молодой учитель смело идет в школу. Он спокоен, в его конспекте все рассчитано минута в минуту, все предусмотрено, он знает, когда и что надо сказать и что сделать. Однако жизнь в такой конспект вносит свои коррективы. Учитель входит в класс, и — о ужас! — на полу, у его ног, шеве¬лится клубок ребячьих тел. Двое на партах, в позе мушкетеров, фехтуют на карандашах.) О каком «Здравствуйте, дети!» и записи отсутствующих может идти речь! Здесь надо принимать срочные и радикальные меры: навести порядок в классе, успокоить ребят, подчинить их своей воле и увлечь новым делом, незаметно вклю¬чив их в учебную работу. Предусмотренных с математической точностью двух минут оказывается недостаточно. В методике преподавания едва ли и могут быть математически точные рас¬четы. Поэтому, составляя конспект урока, надо предусмотреть только самое главное и не сосредоточивать внимание на мелких, частных вопросах. Конспект урока должен быть руководством к действию, а не догмой. Искусство преподавания требует творческого использования теоретических знаний в практике обучения. Если методику свести к узким и мелким задачам, выработать из них шаблон, то препо¬давание станет далеким от творчества и от искусства, не научит ребят любить предмет рисования и, следовательно, не даст им прочных знаний и навыков. Преподавание становится искусством, когда педагог творчески подходит к делу, умеет вовремя пере¬строить учебный процесс в связи с неожиданно возникшей обста¬новкой, когда в учебном процессе участвует интуиция педагога, его находчивость. Это и диктует требование к конспекту урока: в нем надо излагать содержание учебного материала, а не форму изложения. Иногда обстоятельства складываются так, что учителю надо в корне перестраивать урок. Это может озадачить его, привести к полной растерянности. Однако безвыходных положений не бы¬вает, и срывать или менять урок в таких случаях не следует. Если учитель сам не сможет сразу перестроиться, ему обязательно помогут ученики,— он это почувствует в процессе работы с ними. В период педагогической практики студенты будут откры¬вать для себя много нового и необычного, находить интересные, оригинальные приемы работы. Иногда будет казаться, что эти находки никогда не забудутся, но пройдет время — и их уже не вспомнить. Поэтому в своем дневнике студенту и начинающему учителю необходимо постоянно фиксировать то, что он считает интересным. Эти записи послужат хорошим подспорьем в даль¬нейшей работе
Соберем для Вас по сети интернет базу данных потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса (Название предприятия, телефон, факс, e-mail, имена, адреса и др) Узнайте более подробно по телефону: +79137936342 Email: prodawez@mixmail.com Skype: s....8 ICQ: 6288862
Спосибо вам сайту за фсе ваши планы канспекты тоже. я маладая учитильница по изо, мне тоже нада писать бумашки. я раньше думала, што толька рисавать нада будет, но сказали ещо писать нада.
мне нужна ваша помощь, я припадаю ИЗО 1 до 4 классов по программе Л. А. Неменская , так как пока не очень хорошо знаю эту программу у меня возникаю кое какие проблеми составлении план-конспект урока не могли бы вы мне в этом помочь
Здравствуйте!!! мне очень нужна Ваша помощь. мне бы хотелось узнать где купить пособии или заказать по ИЗО и черчению! так как я хотела открыть курсы по живописи, графике и т.д, тренинги, для беременных и детей разного возраста
спасибо вам большое за эту статью!я только начинаю работать в школе учителем ИЗО и черчения и этот опыт мне очень пригодится.СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!