В помощь учителю ИЗО и черчения

Главная

Главная » 2008 » Январь » 28 » УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
01:13
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок должен быть законченным, цельным и в то же время являть¬ся частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.
Структура уроков изобразительного искусства в средней шко¬ле мало чем отличается от структуры уроков по другим предме¬там. Здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, самостоятель¬ная работа учащихся, закрепление пройденного и подведение итогов. Все эти элементы урока имеют место во всех классах, но в различные годы обучения, да и в течение одного и того же года, количество времени, отводимое на тот или другой элемент урока, может меняться.
Уроки не должны быть однообразными. На уроках изобрази¬тельного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию. На уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живо¬писью; на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные ^композиции, зна¬комятся с элементами художественного конструирования; на уро¬ках— беседах об искусстве они узнают о замечательных произ¬ведениях архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декора¬тивно-прикладного искусства.
При организации любого урока, будь то рисование с натуры, беседа, декоративное или тематическое рисование, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие части:
1. Организация занятий.
Сюда входит: установление в клас¬се должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале (список отсутствующих староста или дежурный готовит заранее, что дает возможность ускорить проверку), настрой на учебную работу.
Рабочее место должно быть заранее подготовлено, натура и все необходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу урока. Для организации этого надо широко привлекать дежурных учеников.
Серьезное значение в методике преподавания рисования в начальных классах имеет правильная организация рабочего места учащегося. Учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте. В некоторых школах в кабинетах рисования имеются специальные шкафы, где хранятся рисовальные принад¬лежности и альбомы учащихся. Перед началом урока дежурные раскладывают по партам карандаши, краски и тетради, разли¬вают в баночки воду для работы красками. Для слива грязной воды имеется в углу ведро, и ученик во время урока имеет возможность сменить воду.
Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить. При проверке домашнего задания ученики раскладывают на партах свои работы, а педа¬гог, обходя ряды, просматривает рисунки, делает замечания, отбирает хорошие и плохие работы для показа классу. Оценка законченных домашних работ заносится в классный журнал.
2. Сообщение нового материала.
Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.
При раскрытии принципов построения изображения учителю необходимо словесное объяснение обязательно иллюстрировать рисунком на классной доске или на специальном планшете, листе бумаги. Доводить"рисунок до мелких подробностей нет необхо¬димости. Его цель заключается в том, чтобы помочь детям спра¬виться с наиболее трудными для них задачами, указать им пра¬вильный путь построения основной (большой) формы предмета. Учащиеся начальных классов легко могут увлечься деталями, которые будет воспроизводить на доске учитель, и это не поможет, а лишь помешает достижению той цели, которую учитель ставил перед классом.
Показывая на доске последовательность выполнения рисунка, мы идем, как уже говорилось, от схематического к более деталь¬ному изображению предмета. Без известной схематизации ученик не может обойтись на начальном этапе построения рисунка. Это, например, включение листа клена в многоугольную геометри¬ческую фигуру, бабочки — в трапецию, проведение горизонталь¬ных и вертикальных осевых линий и т. д. Все эти вспомогательные линии построения дают возможность правильно начать и вести работу над изображением.
Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися, а натура многими из них будет просто забыта.
В первом классе в начале занятий нужно объяснить ученику правила посадки, правила пользования карандашом и резинкой, а также показать правильное положение альбома и листа бумаги.
Поворачивать рисунок во время работы нельзя. Когда рисунок лежит перед учеником прямо, руководителю легче объяснить, а ученику понять правильное направление прямой (вертикаль, гори¬зонталь).
Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Пе¬дагог должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.
Особое внимание вначале следует обращать на свободное движение кисти руки. Развитие свободного движения руки играет большую роль не только в приобретении навыка рисования, но и в написании букв и цифр.
Следует также иметь в виду, что нередко учащиеся пользуют¬ся на уроках рисования линейками, коробочками от карандашей, пеналами для проведения ровной линии. Необходимо объяснить им, что на уроках рисования эти принадлежности не должны иметь применения, все линии проводятся на глаз, от руки.
3. Самостоятельная работа учащихся. После объяснения но¬вого материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пака дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнитель¬ные пояснения, а иногда, если это требуется, сдм, исправляет рисунок ученика.
Многие учащиеся, несмотря на предварительные объяснения преподавателя, склонны делать очень мелкие рисунки. В таком случае учитель вторично напоминает о том, как следует компо- новать изображение на листе бумаги, а некоторым подсказывает, как лучше расположить рисунок на листе, как положить лист — в длину или в ширину (это зависит от формы рисуемого предме¬та).
Следует чаще указывать на допущенные ошибки. Работа с отдельными учениками имеет исключительное значение для пре¬дупреждения неуспеваемости. Педагогу необходимо постоянно учитывать неоднородность состава учащихся: среди них всегда есть более и менее способные, более и менее развитые; одни уче¬ники сразу понимают, что от них требуется, а другим нужны дополнительные индивидуальные разъяснения. Чтобы весь класс 'усваивал материал равномерно, необходимо более внимательно относиться к отстающим, следить за их работой, вселять в них . чувство бодрости и уверенности в своих способностях.
В то же время учитель не должен быть снисходительным к плохим и слабым работам своих учеников. Педагог должен тре¬бовать, чтобы рисунки выполнялись старательно, без лишней спешки и не в ущерб качеству изображения.
Как правило, дети младшего возраста очень быстро рисуют. Только учитель закончил объяснение, как учащиеся уже показывают выполненный рисунок. Такая быстрота выполнения объяс¬няется тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий, а работу выполняют по первому впечатлению, бессистемно. Здесь учителю необходимо серьезное внимание обратить на методическую последовательности построения изображения. Обычно дети намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими и очень черными, которые нельзя стереть резинкой. Вместо того чтобы вначале еле-еле при¬касаться карандашом к бумаге, они сразу с силой давят на ка¬рандаш и тем самым лишают себя возможности вносить исправ¬ления в рисунок.
Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее преду¬смотреть результаты действий отдельных учащихся.
4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисун¬ки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоин¬ства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему.
По окончании урока учитель собирает все работы, чтобы дома проверить их и на каждой поставить оценку. Класс приводится в порядок: дежурные выносят ведро с водой, если работали акварельными красками, парты вытираются тряпкой и т. д.
Для лучшей организации и проведения занятий, как мы уже говорили, надо предварительно составить план-конспект урока. При составлении плана-конспекта следует придерживаться опре¬деленной формы и структуры. В нем должно быть отражено: 1) вид занятий; 2) тема урока; 3) цель урока; 4) оборудование: а) для учителя, б) для учащихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока: а) организационная часть, б) объяс¬нение нового материала, в) самостоятельная работа учащихся, г) завершение урока и задание на дом; 7) список использованной литературы.





Категория: Изобразительное искусство | Просмотров: 7310 | Добавил: pedagogu
Всего комментариев: 1
1 Фаузия  
0
Огромное СПАСИБО за помощь!!!

Имя *:
Email *:
Код *:







Разделы новостей
Изобразительное искусство [14]
Черчение [8]
Конспекты уроков ИЗО [5]
Конспекты уроков черчения [2]
Тесты по ИЗО [0]
Тесты по черчению [14]
Прочее [33]
Форма входа
Календарь новостей
«  Январь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024