В помощь учителю ИЗО и черчения

Главная

Главная » 2008 » Январь » 27 » Моё видение проблем в преподавании черчения
Моё видение проблем в преподавании черчения
23:56
Моё видение проблем в преподавании черчения

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категори-ей учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем.
Работая по традиционной школьной программе "Черчение. 8-9 класс”, в те-чение последних лет я нахожусь в процессе поиска новых технологий, методик, их апробации и внедрения в учебный процесс. При этом мне пришлось столк-нуться с рядом проблем:
– как обеспечить успешность в обучении каждому учащемуся?
– как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?
– каким образом обеспечить не механическое, а осознанное усвоение знаний, дать возможность каждому ребёнку раскрыть себя и самореа-лизоваться?
– как сделать процесс обучения личностно-ориентированным?
– как заинтересовать каждого ученика своим предметом?
Меня как учителя беспокоит систематическое сокращение учебного времени на изучение черчения и необоснованное отношение к нему как к малозначимому.
Традиционный подход к преподаванию черчения также не делает его попу-лярным среди учащихся.
Низкая активность учащихся на уроках черчения вызвана преимущественно объяснительно-иллюстративным методом обучения. Репродуктивный характер обучения уменьшает возможности развития самостоятельности мышления и дей-ствий учащихся. Между тем только тот объем знаний становится прочным дос-тоянием ученика, который прошел через его самостоятельное осмысление.
Традиционный подход недостаточно способствует развитию технического мышления, без которого учащиеся не могут достичь успеха при изучении черче-ния.
Традиционное обучение характеризуется односторонней актив¬ностью пре-подавателя, поэтому в довольно большой степени зат¬рудняется управление про-цессом усвоения знаний и формирования умений и навыков учащихся. Препода-ватель не может достоверно знать, как "трансформируются" сообщаемые им све-дения в созна¬нии учащихся и с какими трудностями они встречаются.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточно отвечает со-временным требованиям развития образования, а, следовательно, не может оста-ваться ведущим.

Выбор парадигмы обучения

Наиболее эффективным в преподавании своего предмета мне видится ис-пользование личностно-ориентированного подхода к обучению, важными прин-ципами которого являются:
1. Опора на субъектный опыт учащихся;
2. Предоставление ученику свободы выбора при выполнении заданий;
3. Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а в качестве важного средства развития, творческого потенциала уча-щихся;
4. Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества.
В соответствии с этими принципами и выстроена моя система обучения чер-чению. Основная цель — это создание условий для проявления познавательной ак¬тивности учащихся.
Источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. За учеником закрепляется роль по-знающего мир, но в специаль¬но организованных для этого условиях. Чем лучше обучающие условия, тем оптимальнее развивается ученик.
Познавательные способности характеризуются активностью субъекта, его возможностью выйти за пределы заданного и преобразовать его, используя разнообразные способы. Овладение способами учебной работы есть основной путь развития познавательных способностей.
Для развития познавательных способностей нужна такая образовательная технология, которая бы обеспечивала становление способов учебной работы через обучение (введение приёмов рационального выполнения учебных действий); кон-троль за процессом учения; оценку сложившихся у учеников способов учебной работы.
Средства достижения этой цели:
– использование разнообразных форм и методов организа¬ции учебной дея-тельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. Пре-вращение ученика в субъект учебной деятельности происходит только после появления у него цели собственной деятельности. Процесс обуче-ния должен быть ориентирован в первую очередь на выращивание та-кой цели.
– создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе клас-са;
– поощрение учащихся за использование различных способов выполнения заданий, даже если они ошибочны;
– использование в ходе урока дидактического материала, по¬зволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него формы предъявляемого учебного материала.
При разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса обучения черчению я руководствуюсь следующими требованиями:
1. характер предъявления учебного материала должен обес¬печивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
2. изложение материала должно быть направлено не только на расшире-ние их объема, структурирование, интегрирование, обобщение пред-метного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;
3. учебный материал должен обеспечивать возможность са¬мообразования, саморазвития, самовыражения учащихся;
4. учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность его выбора;
5. необходимо стимулирование самостоятельного выбора и использования наиболее приемлемых способов изучения учебного материала;
6. в содержание дидактического материала (системы учебных заданий) должно входить описание приёмов их выполнения, которые могут зада-ваться непосредственно (в виде правил, предписаний, алгоритмов дей-ствий) или путём организации самостоятельного поиска (реши разны-ми способами, найди рациональный, сравни и оцени два подхода и т.п.).
– оценка деятельности ученика не только по конечному ре¬зультату (пра-вильно — неправильно), но и по процессу его дос¬тижения;
– поощрение стремления ученика находить свой способ рабо¬ты (решения задачи); анализировать способы работы других уче¬ников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональ¬ные;
– создание педагогических ситуаций общения на уроке, по¬зволяющих каж-дому ученику проявлять инициативу, самостоятель¬ность, избиратель-ность в способах работы; создание обстанов¬ки для самовыражения уче-ника.
Погружаясь на уроке в учебную среду, учащиеся имеют возможность орга-низовать свою учебную деятельность. Я предлагаю своим ученикам работать по выбору с заданиями различного содержания, вида и формы. Дифференцирован-ный подход создаёт ситуацию успеха в обучении и развития каждого ученика.

Для примера предлагаю задания разного уровня сложности.
Уровни сложности обозначены разными цветами для удобства подведения итогов и диагностики знаний по данным темам. Задания такого характера способствуют развитию познавательной активности учащихся. Для многоразового использования карточек-заданий рекомендую работать с калькой.
Карточки-задания по теме "Разрезы. Правила выполнения разрезов”, "Проекции вершин, ребер и граней предмета” использую на этапе закрепления нового и повторения ранее изученного материала. Карточки позволяют осуществить контроль знаний и уме-ний пользования алгоритмом работы, тем, насколько учащиеся умеют выполнять разрез для выявления внутреннего устройства предмета, пользуясь правилами выполнения раз-реза. Карточки-задания содержат три уровня сложности. Учащимся предлагается выбрать любое одно задание из трех и, соблюдая правила выполнения разреза, выполнить разрез. В зависимости от времени, данного на выполнение, учащиеся могут выбрать любое ко-личество заданий.


Эффективной формой организации учебной деятельности на уроке является работа в группах, так как она позволяет формировать коммуникативную и соци-альную компетентности. Для работы в группах я использую такие задания, как моделирование предмета по чертежу, конструирование, преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей по заданным ориентирам...
Для иллюстрации предлагаю карточки-задания для работы в группах по теме: "Сечения. Правила выполнения и обозначения сечений” для проверки знаний и умений по теме на этапе повторения ранее изученного материала.

Задание:
1. Построить недостающее сечение.
2. Обозначить сечения.

Рекомендации:
Для построения недостающего сечения можете выбрать и воспользоваться нужным шаблоном.

Дифференцированные задания использую не только при изучении, повторе-нии и закреплении учебного материала на уроке, но и для самостоятельной рабо-ты дома: даю домашнее задание двух или трех уровней.
Первый уровень – обязательный (оно должно быть абсолютно понятно и по-сильно любому ученику).
Второй уровень – дополнительный (его выполняют ученики, не испыты-вающие затруднений в усвоении материала).
Третий уровень – творческий (особо сложные задания, требующие нестан-дартного подхода).
Дифференциация домашних заданий повышает мотивацию учащихся к обу-чению: "Я знаю, как это выполнить, я справлюсь”.

Создание таких психолого-педагогических условий обеспечивает ак-тивное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

                                                                 Автор: Конакова Галина Владимировна 
Категория: Черчение | Просмотров: 5514 | Добавил: pedagogu
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:







Разделы новостей
Изобразительное искусство [14]
Черчение [8]
Конспекты уроков ИЗО [5]
Конспекты уроков черчения [2]
Тесты по ИЗО [0]
Тесты по черчению [14]
Прочее [33]
Форма входа
Календарь новостей
«  Январь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024