Реализация творческого потенциала черчения как школьного предмета воз-можна через проблемное обучение. Создаются условия для творчества учащихся в процессе усвоения новых знаний, формируется их творческое мышление и позна-вательный интерес. Проблемные ситуации я создаю с помощью специальных учебных заданий. Уровень их сложности должен соответствовать жизненному опыту школьников. Например, в начале изучения темы "Сечения. Отличие сечения от разрезов" (9 класс) ставлю школьников перед проблемой: "Во время археологических раско-пок было найдено копье древнего человека. Художник нарисовал копье и вместе с другими зарисовками отправил в исследовательский центр. Работу вернули с по-меткой: "Форма копья не ясна". Ученикам предлагается в группах обсудить дан-ную проблему, наметить пути ее решения и предоставить совместно найденный результат на обсуждение классу. Проблемная ситуация в групповом решении позволяет учитывать и раскрывать способности учащихся, способствует возникновению коллектив-ной познавательной деятельности и развитию творческого мышления, уме-нию коллективного взаимодействия, а также развитию познавательных и профессиональных интересов. В начале изучения темы “Прямоугольное проецирование” (8 класс) учащим-ся показывается чертеж предмета, выполненный в одном изображении. Задается проблемный вопрос: возможно ли изготовить данный предмет по одному изобра-жению? Проблемная ситуация такого характера стимулирует развитие интел-лектуальных способностей, формирует познавательный интерес, развивает творческие способности. Проблемные ситуации используются мною на всех этапах процесса обуче-ния: при объяснении, закреплении, контроле знаний. Они способствуют: – усвоению способов самостоятельной деятельности, так как ценны те знания, которые добыты самостоятельно; – приобретению новых знаний; – лучшему запоминанию материала; – развитию мыслительных способностей; – развитию познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение реализуется через систему особых творческих учеб-ных заданий. Например: Графическая работа № 1 “Линии чертежа” (I год обучения). Задание: выполнить любой рисунок, используя все линии чертежа и соблю-дая их начертание и толщину.
Графическая работа № 6 “Сопряжение” (I год обучения). Задание: выполнить любой рисунок, применив сопряжение прямого, тупого и острого углов и построение разных геометрических фигур
Непосредственным результатом решения творческих задач является полу-чение учащимися нового и оригинального для них продукта деятельности, овла-дение новыми способами работы или достижение ими того и другого результата вместе. Так, автор учебника полагает, что “творческой следует считать задачу с ва-риативным результатом решения, алгоритм которого неизвестен исполнителю”. Учащимся первого года обучения я предлагаю творческие задачи, развивающие общую готовность учащихся к выполнению работ с техническим или иным спе-циальным содержанием. В дальнейшем я все чаще использую задачи с элемента-ми проектной деятельности, в процессе выполнения которых меняется образ мышления учащихся. На начальном этапе они получают чертежи, содержащие изображения готового изделия (дета¬ли, сборочной единицы), которые необходимо было прочитать или на¬нести на них условные обозначения. На последующих эта-пах обучения учащимся предлагаются задания конструктивно-технического ха-рактера, при выполнении которых им необходимо создать в своем воображении образ устройства, выполняющего заданную ему функцию, разработать систему входящих в него деталей, уяснить фор¬му и назначение каждой из них и выразить решение в форме чертежа. Я считаю, что именно черчение, являясь политехническим предметом, дает возможность через использование разнообразных объектов проявлять учащимся свои интересы и наклонности, развивать талант и способности. Мои учащиеся результативно выступают на олимпиадах по черчению, де-монстрируя хорошие знания по предмету. Они любят этот предмет. Не случайно, большинство выпускников нашей школы выбирает экзамен по черчению.