В помощь учителю ИЗО и черчения

Главная

Главная » 2008 » Январь » 27 » "Индивидуализация в обучении черчению"
"Индивидуализация в обучении черчению"
23:33
"Индивидуализация в обучении черчению"
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личностные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность учения.
- управление процессом обучения с учетом знаний индивидуальных способностей учащихся:
- подход к уч-ся с учетом их бытовых условий и влияния последних на успеваемость и воспитанность;
- учет особенностей физического развития учащихся при работе с ними;
- управление процессом обучения с учетом особенностей умственного развития учащихся;
- воздействие на учеников с учетом познанных их жизненных планов и интересов;
- воспитание волевых черт характера учащихся с учетом уровня возможных волевых усилий каждого;
- индивидуализация приемов обучения:
- использование индивидуальных учебных заданий;
- построение урока на основе дифференциального подхода.
Оптимальным можно считать только то обучение, которое способствует самообучению. Если раньше требования к учащимся в основном сводились к приобретению ими определенных знаний и навыков, то теперь задачи обучения сочетаются с необходимостью овладеть приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения. Решению проблемы индивидуального обучения способствует выполнение индивидуальных тестовых заданий, позволяющее при разноуровневом обучении оценить знания учащихся.
Тестовый контроль – это такой вид контроля, при котором обеспечены равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
Чаще всего тестовые задания (тесты) классифицируют по форме их строения, а именно:
– тесты с конструированными ответами
– тесты с выборочными ответами.
Для первого вида тестов характерно то, что ребята сами составляют короткие однозначные ответы. Тесты с выборочными ответами дают возможность быстрее усваивать все виды явлений, лучше понимать их общие и отличительные качества, легче их классифицировать. Большинство технических средств контроля ориентировано на применение именно тестовых заданий с выборочными ответами.
Этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету, способствуя тем самым лучшему усвоению знаний. Варианты заданий индивидуальны для каждого, несут определенную информацию по теме, обучают, не травмируя психологически неустойчивых учащихся.
Применение метода тестового контроля с выборочными ответами
Из литературных источников известно, что оптимальными можно считать тесты, содержащие 8–12 вопросов при 4–5 выборочных ответах. Большинство контролирующих устройств рассчитано на десять вопросов при четырех ответах на каждый вопрос. Именно этот вариант был взят за основу при разработке системы тестового контроля знаний.

Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, т. к. при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа. При десяти вопросах и четырех ответах суммарная вероятность случайной положительной оценки весьма незначительна (равна приблизительно 0,02).
Ученик получает контрольные тесты (см. приложение) с десятью вопросами и четырьмя ответами на каждый из них. Из четырех ответов правильный лишь один (возможно также сочетание нескольких ответов). При сочетании нескольких ответов за верный принимается полный ответ. Ответ считается неверным, если допущена хотя бы одна ошибка.
Ученик знакомится с вопросом, последовательно анализирует варианты ответов, выбирает правильный ответ (правильные) и заносит его (их) в виде крестика в карточку ответов в соответствующей ячейке таблицы.
Проверка обеспечивается наложением шаблона в форме перфокарты, отверстия в котором соответствуют правильным ответам. Шаблон проще всего изготовить из обложки общей тетради (картон не годится, т. к. быстро выходит из строя). Одним шаблоном можно проверять 4 варианта контрольной работы. Достигается это при переворачивании шаблона и использовании обеих сторон.
Оценка «3» ставится за 6–7 правильных ответов, «4» – за 8–9 и «5» – за 10 правильных ответов. При наличии 5 и более ошибок ставится «2».
При первом применении такого контроля учитель должен психологически подготовить учащихся к выполнению тестовой работы, т. е. ознакомить их с построением вопросов и ответов, техникой заполнения карточки ответов и критериями их оценки. Важно предупредить учащихся, что их минутная невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний: «Я предупреждаю, что ошибка в заполнении карточки ответов будет принята за неправильный ответ».
Надо отметить, что данный метод контроля вызывает интерес у учащихся. Если в результате проверки установлено большое количество неверных ответов на какой-либо вопрос, то на очередном уроке необходимо провести дополнительное разъяснение материала.
Выводы
• Тестовый контроль экономит время учащихся и учителя.
• Этот метод вносит разнообразие в учебный процесс, вызывает интерес у учащихся, что стимулирует усвоение материала.
• Метод тестового контроля не исключает, а лишь дополняет существующие формы контроля: позволяет более эффективно оценить знания при разноуровневом обучении.
• Желательно найти способ обмена опытом и программами между учителями, применяющими этот метод.
• Необходимо приобретение печатающей и множительной техники, бумаги.
• Высокая эффективность метода тестового контроля может быть достигнута при разработке индивидуальных программированных тестовых заданий для каждого ученика класса (25–30 вариантов), а также способа быстрой проверки результатов выполнения тестов с помощью шаблонов.
Обучение в современной школе основывается на коллективной форме, тогда как многие элементы процесса учения субъекта сугубо индивидуальны. В этом проявляется одно из противоречий школьного образования. Идеальным является случай, когда каждый ученик решает задачи, соответствующие своим способностям, отводя каждой из них необходимое время. Однако в школе задания чаще даются всему классу и ориентированы на среднего ученика. Для слабых учеников такие задания, возможно, и являются неплохим стимулом и ориентиром, но при их решении ученики испытывают различные затруднения. Для способных учащихся эти же задачи, в основном, не предполагают возможности творческой деятельности, сдерживают развитие способностей. Для устранения противоречий между коллективной формой обучения и индивидуальным характером темпа деятельности, способностей, интересов и возможностей каждого ученика необходим поиск путей организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо уделить особое внимание индивидуализации обучения на основе учета интересов и способностей учеников, при этом предоставить возможность выбора способов изучения предмета. В таком подходе к учебному процессу мы видим одно из направлений решения проблемы индивидуализации обучения. Прежде всего, возникает вопрос об определении тех сфер деятельности ученика, где индивидуализация является необходимой и полезной. Главным образом, как мы считаем, это - процесс восприятия и усвоения новой информации. Учащиеся отличаются и разной скоростью восприятия информации, и разным "способом ее восприятия", связанным с той системой образов и с тем соотношением логического и чувственного, которые характерны для каждого индивидуума. Организуя процесс преподавания черчения, нужно ориентироваться не на абстрактного "среднего ученика" и необходимую сумму знаний, а на способности каждого школьника, его индивидуальные возможности и интересы, качества личности. Необходима переориентация учителя с "бездетной" педагогики (педагогики вообще) на педагогику, развивающую индивидуальные склонности и природные задатки каждого ученика, помогающие ему проявить самостоятельность и состояться как личность. Возможность самостоятельного определения учащимися уровня овладения школьным учебным материалом и оптимальной реализации своих способностей являются главными условиями одного из центральных принципов сегодняшней школы - принципа гуманизации образования. Необходимость учета способностей, интересов и темпа работы ученика требует предоставления ему возможности работать независимо от других обучаемых в диалоговом режиме с обучающим. Но при классно-урочной системе обучения учитель не в состоянии постоянно контролировать и корректировать деятельность каждого ученика. Это противоречие можно преодолеть путем использования персонального компьютера в качестве средства обучения. Компьютер позволяет реализовать систему, чрезвычайно чувствительную к индивидуальным психофизиологическим особенностям ученика. Это касается не только различной скорости усвоения информации. Для индивидуализации обучения недостаточно предоставить некоторым учащимся возможность работать в более удобном для них темпе. Условием, которое обеспечивает индивидуализацию усвоения новой информации, является предоставление ученикам выбора содержания, форм и методов обучения. Следовательно, обучающая программа должна не только последовательно предъявлять дозы информации в зависимости от ответов учеников на контрольные вопросы, но и позволять варьирование учебного материала по желанию обучаемого. Возможности вычислительных машин позволяют ученику на определенных этапах обучения индивидуально выполнять задания, предъявляемые с учетом его возможностей и интересов. В идеале для каждого обучаемого компьютер должен создать персональную обучающую программу, которая наиболее полно реализует свободный диалог ученика с машиной. Разработка и использование любой обучающей программы должны рассматриваться в первую очередь именно в аспекте возможности индивидуализации обучения. Таким образом, внедрение ЭВТ в учебный процесс пока не разрешило фундаментального противоречия школы - противоречия между коллективной формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. В связи с этим представляется чрезвычайно актуальным исследование проблемы индивидуализации обучения при классно-урочной системе школьного образования на основе использования вычислительной техники. Цель исследования - совершенствование учебного процесса по физике путем индивидуализации обучения на базе использования ЭВМ. Объект исследования - процесс обучения физике на основе индивидуализации обучения средствами вычислительной техники. Предметом диссертационного исследования являются дидактические возможности ЭВМ как средства индивидуализации обучения физике на основе предоставления ученикам выбора учебного материала в зависимости от направления их интересов. Гипотеза исследования: развитие способностей и мышления учеников станет более эффективным, если индивидуализация процесса обучения будет осуществляться при следующих условиях:
- учащимся будет предоставлена возможность выбора содержания учебного материала, темпов и форм обучения в зависимости от их интересов, склонностей, возможностей и уровня знаний;
- учебный процесс будет базироваться на систематическом использовании ЭВМ как средства обучения;
- будут созданы такие программы, которые способны варьировать учебный материал по интересам и способностям учеников.
- ЭВМ будут использоваться в комплексе с другими средствами обучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования требуется решить следующие задачи:
1) на основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы определить место и роль вычислительной техники в учебном процессе;
2) выявить дидактические условия применения ЭВМ для индивидуализации обучения физике в школе;
3) разработать модель процесса обучения физике, обеспечивающую реализацию выявленных дидактических условий и принципа гуманизации образования;
4) разработать программы для ЭВМ и методику их использования для индивидуализации учебного процесса в условиях школьной классно-урочной системы обучения физике;
5) экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Для решения поставленных задач выбраны следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, научной, методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме;
- анализ содержания программ, учебных планов, структуры уроков черчения;
- наблюдение, беседа, анкетирование учеников в реальных школьных условиях с целью определения их индивидуальных особенностей, увлечений и интересов;
- проведение педагогического эксперимента по предложенной методике с использованием методов математической статистики.


Категория: Черчение | Просмотров: 5072 | Добавил: pedagogu
Всего комментариев: 11
11 Рамзия  
0
Здравствуйте очень хороший сайт! Пришлите пожалуйста программу по черчению! Спасибо большое!
ramziya0803@mail.ru

10 Альфия  
0
Очень хотелось бы получить программу. Спасибо.

9 айтошка  
0
здраствуйте тоже хочу такую программу))) 3475827241@rambler.ru заранее спасибо!

8 Елена  
0
Пожалуйста пришлите программу

7 Наталия  
0
Хотелось бы иметь такую программу. Если это возможно, пожалуйста, пришлите!bleskmama@mail.ru Спасибо!

6 Наталия  
0
Очень интересно. Хотелось бы иметь такую программу. Если это возможно, пожалуйста, пришлите! Сколько стоит?

5 назира  
0
Спасибо большое за интересные материалы. Хочу попросить у вас программу Ботвинникова, если можно. Эл адрес. kudnazira@mail.ru. Спасибо еще раз.

4 Gelfiya  
0
Спасибо большое за материалы, очень интересно. Хочу попросить у вас программу Ботвинникова, если можно. Спасибо еще раз.

3 Русалка  
0
Здравствуйте, админ! Очень хороший сайт нашла случайно, пересматриваю все, что касается черчения. Я бы тоже хотела попросить у Вас программу Ботвинникова, если нужен адрес, вот он elwa62@mail.ru Заранее спасибо

1 аННА  
0
ПОЖАЛУЙСТА ПРИШЛИТЕ ПРОГРАММУ ПО ЧЕРЧЕНИЮ Ботвинникова!!!!!!

2 pedagogu  
0
Куда прислать? Оставьте свой электронный адрес.

Имя *:
Email *:
Код *:







Разделы новостей
Изобразительное искусство [14]
Черчение [8]
Конспекты уроков ИЗО [5]
Конспекты уроков черчения [2]
Тесты по ИЗО [0]
Тесты по черчению [14]
Прочее [33]
Форма входа
Календарь новостей
«  Январь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024