Свое выступление мне хотелось бы начать с небольшого стихотворения О. Рубежова
Что есть духовность?
Синтез совершенства,
Стремленье духа к новой высоте.
Путь к Богу - утверждает духовенство.
Мудрец ответит просто - путь к себе.
Поэт с художником подскажут – вдохновенье.
Певец и композитор - песнь души.
Политик - совесть, физик – убежденье.
И все они по-своему правы.
Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству»
Томас Манн.
Уникальность и значимость образовательной области
«Изобразительное искусство», в том, что этот предмет направлен непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика.
Поэтому вся деятельность учителя изобразительного искусства подчинена, прежде всего воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности.
Работа в школе с детьми разного возраста дает мне возможность проследить путь становления духовно-нравственных идеалов на разных стадиях изучения предмета.
Что же это за идеалы?
- Семья…
- Традиции и обычаи своего народа…
- Родная природа…
- Любовь к Родине…
На уроках мы много говорим о семье, о любви к маме, об уважении к старшим, о заботливом отношении к младшим. Предмет у нас в большей степени практический, но прежде чем передать образ на бумаге, важно сформировать его в сознании детей через беседы, знакомство и обсуждение произведений искусства соответствующей тематики.
Ученики активно участвуют в таких беседах, эмоционально выражают отношение к своим родным и близким, зачастую относя к ним братьев наших меньших: животных. С удовольствием рассказывают о своих родителях и делают вывод о необходимости любить их и помогать им. Высокая эмоциональность пробуждает чувства, заставляет глубоко и остро переживать. И тогда рождается образ, который переносится на бумагу.
Программа «Изобразительное искусство включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как темы «материнства», «мудрость старости», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки. Также важна тема «Сопереживание» ,которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание.
Например, дети изучают великие, вечные темы искусства:
1.«Материнство».Дети рассматривают произведения изобразительного искусства: икону «Владимирская Богоматерь», «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, «Мать и дитя» Пикассо и т. п. Задание: нарисовать маму с собой. Главное не сходство, а чувства.
2. «Мудрость старости». Перед детьми предстают автопортреты великих художников Леонардо да Винчи, Эль Греко, а нарисовать предлагается портрет близкого пожилого человека
3. «Сопереживание». Картины: «Старик и мальчик» Пикассо, «Возвращение блудного сына» Рембранта не оставляют равнодушными ни одного из ребят. И задание особое: найти и придумать сюжет о том кто страдает рядом, услышать его боль и выразить в рисунке.
В 7 классе - «Иллюстрации к Библии». Задание: выполнить иллюстрацию к библейскому сюжету.
Самая высокая цель в искусстве это помочь людям понимать друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по- настоящему Человеком.
Семиклассники Через изображения библейских сюжетов выражают самые сложные человеческие чувства.
1. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, рассуждая о которой, необходимо остановить свое внимание на жертвенной любви Бога к человеку и на проблеме предательства;
2. «Возвращение блудного сына» Рембрандта говорит о прощении раскаивающегося грешника, рядом – тема любви и веры в добро, главной здесь стала идея родительской доброты и человечности.
3. «Медный змей» Федора Бруни, повествует о спасении людей Богом.
Сталкиваясь с различными поступками людей в школе, семье, ребенок не всегда обращает внимание на эту сторону их поведения. Педагог учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению, нравственного опыта ребенка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.
Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Этой задаче в программе отводится много тем, в каждом классе.
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается представление о мире, о красоте человека.
В программе присутствуют темы, посвященные народному искусству и культуре нашей родины. «Истоки родного искусства», - «Древние города нашей земли»
По теме «Красота человека» - Задание: создать портрет русской красавицы или доброго молодца.
у каждого народа свое понимание женской и мужской красоты. Образ мужчины неотделим от его труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря. В нем соединены представления о силе и добре, умении ухаживать за своей землей и защищать ее. Так и говорят: «добрый молодец».
( Работы А. Венецианова, В. Васнецова, А.Пластова.)
А в женщине видели начало жизни, мать всей природы, всего мира. Ее понимали как заступницу, как хозяйку дома, ценили ее достоинство и душевную отзывчивость, теплоту.
У нас всегда большое значение придавали лицу как выражению души и характера. Заглянуть в лицо человека – значит заглянуть в душу.
В образе женской красоты выражались представления о празднике, о счастье, о самом дорогом и светлом в жизни. Люди верили: красота – это добрая, оберегающая сила. Поэтому женщину стремились украшать, а красоте женского костюма уделялось столько внимания
Зрительный ряд: И.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Коровин «Северная идиллия», Б.Кустодиев «Праздники в деревне»
Есть темы, посвященные культуре и искусству нашей страны. - «Древние корни народного искусства», - «Связь времен в народном искусстве»
Историческая картина», дети работают над проектами: «Картины о русской истории».
тема Великой Отечественной войны –. Отношение к Великой Отечественной войне наполнено не только чувством победы, но и чувством утрат.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Мой дом – моя семья.», « Жизнь моей улицы, моего города»
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Для становления человека в подростковом возрасте искусство имеет исключительное значение. Поэтому беседы и творческие задания на вышеперечисленные извечные темы духовно-нравственного воспитания, продолжаются на уроках ИСКУССТВА в 8-9 классах.
Настоящее познание искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души — постижением прекрасного.
Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом, обнаруженном еще Кантом, а до него Святыми Отцами Церкви, и со своей совестью, являющейся личным судьей каждого человека. |