Тема урока: Городской пейзаж. Закат. (2 урока)
Цель: Нарисовать городской пейзаж.
Задачи:
Образовательная:
· Закрепить умение различать виды пейзажа.
· Закрепление навыков изображения улицы города во фронтальной перспективе.
Развивающая:
· Развивать графические навыки (подбирать цветовую гамму, соответствующую определенному времени суток; использовать различную живописную технику при изображении неба)
· Развивать творческое воображение, память, умение анализировать пропорциональные отношения в композиции рисунка.
Воспитательная:
· Содействовать воспитанию личности, воспитывать трепетное отношение к родной природе.
Материал и оборудование:
- Компьютер, проектор, интерактивная доска, диск с обучающей презентацией по теме «Виды портрета», дополнительное программное обеспечение.
- Листы бумаги 20х30, карандаш, краски, кисти (на каждого учащегося )
- Оформление доски:
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Организационный момент. Сообщить цели и задачи урока.
2. Проверка знаний учащихся
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о жанрах живописи, а об одном из видов поговорим подробнее.
- С какими жанрами живописи вы знакомы?
- Сейчас мы с вами проверим, хорошо ли вы их отличаете друг от друга ( проверка знаний с использованием тестовой презентации)
- Внимание на экран:
- сейчас мы отправимся в картинную галерею…. И в каждом зале нам необходимо будет выполнить некоторое задание…, надеюсь, вы с ними справитесь…
Есть ли среди представленных картин пейзажи? | - Ученик подходит к доске и дотрагивается до пейзажа – он начинает мигать, значит, ответ верный.
- Переходим в следующий зал:
- нет
- а к каким же жанрам относятся данные картины? (ученик работает у доски, дотрагивается до картины – называет жанр – картинка мигает)
- по последней картине: в ней смешаны два жанра: анималистический и пейзаж
- какие еще жанры могут смешиваться в картине? (учащиеся приводят примеры)
- переходим в следующий зал нашей виртуальной картинной галереи:
- Ученик называет жанр «лишней» картины – дотрагивается до неё – картинка исчезает…Т. о. остаются на экране только пейзажи.
- Эти картины такие разные… неужели всё это пейзажи? Назовите их разновидности ( сельский, городской, морской)
- А как называется картина, на которой нарисовано море? (марина)
- Вспомните, как называется художник, рисующий морские пейзажи? (маринист)
- Каких маринистов вы знаете? (Айвазовский)
- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.
3. Подготовка к восприятию темы урока
- Мы с вами часто восхищаемся красотой природы. Мы легко можем изобразить великолепие просторов полей, лугов, озёр и рек, можем показать в рисунке красоту цветущего сада тили величавость могучего дуба….Многое можно изобразить в рисунке. Наша сегодняшняя задача – показать красоту городского пейзажа. Города…. Большие и маленькие, с современными небоскрёбами и узкими улочками…. Они такие разные….
- показ видеорепортажа о городах мира
Вот несколько кадров…
Задание : нарисовать улицу современного города во фронтальной перспективе. За основу композиции рисунка взять предложенную схему:
- уточнить с учащимися принцип построения во фронтальной перспективе, вспомнить основные законы линейной перспективы
- предложить учащимся проложить оттенками серого цвета основные плоскости: стены домов, дорогу.
- показ отдельных элементов построения зданий учителем на доске.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся рисуют свой город
- указания:
- обратить внимание на изображение окон – вдали они лишь слегка обозначены или вовсе отсутствуют.
- обратить внимание на передачу объёма в рисунке, на распределение светотени на поверхности форм; оттенки серого не делайте слишком темными.
5. Итог урока
- анализ построения композиции рисунков учащихся;
– оценка работ.
6. Домашнее задание
- прорисовать некоторые мелкие элементы на переднем плане, наметить растительность, транспорт….
Урок 2
Завершение работы в цвете.
1. Организационный момент. Сообщить цели и задачи урока.
2. Проверка знаний учащихся
- Сегодня мы продолжаем работу над городским пейзажем. Но вначале давайте повторим разновидности пейзажа:
- у меня на доске все картинки перемешались…
- Задание: распределить разновидности пейзажа по группам
- Ученик путём «перетаскивания» группирует картинки на интерактивной доске
- Проверка выполнения задания, исправление ошибок.
- по каким признакам ещё можно разделить пейзажи? Чем они могут отличаться?
- 2 художник нарисовали пейзажи и 1 и 2 пейзажи сельские, на обоих изображен лес вдали речка, берёзка. Но они разные. Чем они могут отличаться? (цветом, колоритом, ещё чем?) Верно, если 1 художник нарисовал лето, а другой зиму, то они будут отличаться по временам года.
- И снова 2 художника нарисовали пейзажи, но теперь и композиция схожа и оба нарисовали осень, но они снова разные…. Чем ещё могут отличаться пейзажи? (если 1 художник нарисовал закат, а другой полдень, то пейзажи будут отличаться по времени суток)
- вот и мы с вами будем рисовать закат в городе, внимание на экран:
- Подготовка к восприятию темы урока
- давайте посмотрим, какие разные бывают закаты….
- слайд-шоу на экране сопровождается поэтическими строками:
Вы видели, как исчезает солнце?
Оно кричит об этом небу
и, оставляя алый след,
цепляется лучами
за синие его одежды
в надежде задержаться хоть на миг.
Но что-то так неотвратимо тянет
за грань земного рубежа,
и солнце медленно стекает
туда. И угасает. Небеса,
смутившись сопричастностью, темнеют.
Ведь в темноте уже не разглядеть
оставленные солнцем пятна. |
|
|
Закат - прекрасное явленье,
Его уж нет, но на мгновенье
Луч солнца землю осветил
И вот исчез...
И нет уж сил
Ему бороться с облаками,
Борясь он днями и веками,
Устал, уснул... но утром вновь
Прольется солнечная кровь... |
Тихо меркнет вечерний закат.
Что красивей его может быть?
В восхищении шепчу я: «Виват!..»
Ради этого следует жить...
Есть ли что-нибудь лучше на свете?
Может быть что-то лучше и есть.
Только я не замру перед этим –
Посмотреть на закат - это честь.
Вот и солнце спряталось разом.
Так рождаются чудеса.
Хоть увидеть одним бы глазом
Погибающие небеса. |
|
|
Какой-то призрак мутно-розовый,
Пришелец из другого века.
А в небе просинь, в небе прозелень,
И тьму не отделить от света. |
На горизонте в дымном холоде
Садится Солнце, замирает. Я знаю,
Солнце в темном городе
Надежно на ночь запирают |
|
4. Объяснение нового задания
- Необходимо нарисовать на рисунке небо.
- Показ учителем нескольких способов тонирования неба: по-сырому, когда краски осторожно вливаются цвет в цвет, можно изобразить контрастные переходы цвета, можно нарисовать небо отдельными мазками….
- Не забываем, что небо на нашем рисунке не само по себе отдельно. Оно отражается в окнах домов, его отблески будут присутствовать и на дороге, на стенах домов, поэтому не забываем добавить соответствующих рефлексов в работу.
5. Самостоятельная работа учащихся.
- Учащиеся рисуют небо. У каждого свой неповторимый закат.
- Учитель предлагает ученикам вспомнить, какой закат они видели, наблюдали в природе и нарисовать его.
6. Итог урока.
- рассмотреть галерею работ, вывешенную на доске, результаты обсудить с детьми;
– оценка работ, отметить наиболее оригинальные, выразительные работы.
7. Домашнее задание
Нет.
Работы учащихся:
|